Цель:

Закреплять представление дошкольников о весне и ее приметах;

Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна»;

Совершенствовать синтаксический аспект языка (исправление и составление предложений);

Развивать фонематическое представление (закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твердости-мягкости согласных; выделение звуков в словах; анализ слова «весна»), деление слов на слоги;

- развивать умственные способности и речь детей дошкольного возраста ;

Совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Продолжать формировать длительность речевого выдоха;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, силу голоса;

Формировать самоконтроль за произношением звуков;

Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе;

Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания своим друзьям.

Оборудование: письмо логопеду и детям, облачка с заданиями, массажные мячики, арома-лампа, спички, карточки со словами, буквы слова «весна», карточки для звукового анализа, изображение солнышка, сюрприз от Весны.

Ход логопедического занятия в старшей группе

Дети входят в зал и здороваются с гостями, выполняют упражнение, направленное на улучшение эмоционального настроения детей, на развитие общей и мелкой моторики.

С добрым утром, глазки! (Поглаживание век)

Вы проснулись? (Соединить большой и указательный пальцы, изображая «бинокль»)

С добрым утром, ушки! (Поглаживание ушей)

Вы проснулись? (Прикладывание ладоней к ушам)

С добрым утром, ручки! (Поглаживание кистей рук)

Вы проснулись? (Похлопать в ладоши)

С добрым утром, ножки! (Поглаживание бедер)

Вы проснулись? (Потопать ногами)

С добрым утром, солнце! (Развести руки в стороны)

Мы проснулись! (Широко улыбнуться)

Логопед. Теперь мы бодры, веселы, здоровы и можем начинать заниматься.

Стук в дверь, логопеду дают письмо.

Логопед. Дети, письмо для нас! Давайте его прочитаем!

«Добрый день, дорогие дети старшей группы! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, приходите в весенний сказочный лес. Там вас ждут нелегкие препятствия, а преодолеть вы их сможете только в том случае, если сумеете говорить выразительно, четко, ясно и правильно выполните все задания. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас, друзья!»

Ну что, пойдем выручать весну? Скажите, пожалуйста, а на чем можно добраться до леса? (Ответы детей) Ну, поехали.

Входят в импровизированный лес.

Логопед. Дети, мы с вами попали в лес, но здесь так мрачно. Посмотрите, сколько облачков, и совсем не видно солнышка. Теперь я понимаю: чтобы пришла весна, нужно разогнать все тучки, но мы это сделаем только тогда, когда выполним задания, которые на этих облаках написаны. Ну что, готовы помочь весне? Тогда идем к первой тучке.

1. Тучка «Ответь-ка!»

Логопед. Какой месяц сейчас на календаре? (Март) Какие еще весенние месяцы вы знаете? (Апрель, май) Сейчас начало, середина или конец весны? (Начало)

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь правильный признак весны»

Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Припекает солнышко, тает снег.

Под ногами шуршат сухие разноцветные листочки.

Набухают почки, распускаются на деревьях листочки.

Люди собирают урожай фруктов, овощей.

Из теплых краев прилетают птицы.

Логопед. Все справились с заданием, переходим ко второй тучке.

2. Тучка «Су-джок-играй-ка»

Логопед. Садитесь и внимательно меня слушайте и выполняйте, что услышите.

Су-джок-терапия. «Сказка про Ежика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил маленький Ежик. (Показать шарик в открытой ладони)

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. (Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-джок)

Одним ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. (Катать шарик по ладони вперед-назад.) Долго бежал Ежик. И вдруг оказался у большой и глубокой реки. А через реку был переброшен тонкий мостик. (Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, затем - против.)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шаг, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

А там поляна - большая, круглая, красивая! (Круговые движения шариком по ладони.) На поляне видимо-невидимо первоцветов: подснежники, и крокусы, и мать-и-мачеха, и одуванчик, и тюльпаны! Красиво, как в сказке! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветов.)

Ежику очень понравилась поляна. Он обошел ее, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый, пятый — и он на другом берегу! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

Быстро побежал Ежик: сначала по извилистой дорожке, потом - по прямой. Добрался до своего домика! (Катать шарик по ладони вперед-назад.)

А когда наступил вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке.)

Логопед. Понравилась ли вам сказка про Ежика? Мне тоже, но нам нужно идти дальше.

3. Задачи на третьем облачке «Называй-ка»

Хорошо - плохо. Логопед. Сейчас объясню, что мы здесь будем делать. Мы с вами рассмотрим несколько явлений и постараемся ответить, чем это хорошо, а чем плохо.

1. Идет дождь.

Хорошо

Растения лучше будут расти

По лужам можно пускать кораблики

Улицы будут чистые

Плохо

Нельзя гулять на улице

Можно намокнуть и заболеть

Река может выйти из берегов

2. Светит и припекает солнышко.

Молодцы! А вот уже и четвертое облачко.

4. Облачко «Поразмысли-ка»

Логопед. Дети, мы с вами общаемся при помощи слов, а каждое слово состоит из чего? (Из слогов) Какие бывают слоги? (Открытые и закрытые)

А теперь разделите слова на слоги с помощью хлопков (шагов, прыжков, приседаний и тому подобное). Но помните, что хлопать нужно только на гласные звуки.

Слова: подснежник, поляна, лес, весна, ручеек.

Молодцы, никто не ошибся. Давайте немного отдохнем.

Садятся на подушки или пеньки.

Логопед. Дети, садитесь удобно. Мы будем вдыхать приятные весенние запахи и слушать пение птиц в лесу. Только спинки при этом держите, глаза закрываем, начинаем дышать - вдыхаем через нос, выдыхаем через нос, снова вдыхаем, только теперь через рот и выдыхаем через рот, а вот теперь вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот и вдыхаем через рот и выдыхаем через нос.

(Сеанс ароматерапии в сочетании с музыкотерапией.)

Логопед. Молодцы, переходим к пятому облачку.

5. Облачко «Произноси-ка»

Упражнение «Диалог Весны и Зимы» (развитие силы голоса)

Звуки, которые мы слышим в лесу:

у-у-у.

а-а-а,

и т.п.

И шестая тучка предлагает нам такое задание.

6. Облачко «Исправляй-ка»

Логопед. Я говорю предложение, вы внимательно слушаете и говорите, правильно ли я сказала. Если нет, то исправляете ошибку и говорите правильно. Договорились?

1. Дождь пошел потому, что я взяла зонтик.

(Я взяла зонтик потому, что пошел дождь)

2. Весна наступила потому, что прилетели из теплых краев птицы.

(Птицы прилетели потому, что наступила весна)

3. Стало тепло, насекомые просыпаются.

(Насекомые просыпаются потому, что стало тепло)

Ну, дети, и с этим заданием вы справились. Смотрите: осталась одна тучка. Готовы сделать последнее задание? Тогда, приступаем.

А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и подвигаться.

Физкультминутка «Ра-ра-ра!»


7. Облачко «Собирай-ка»

1. Составить слова из 3 слогов. Прочитать. Назвать первый звук, последний, средний. (виноград, солнышко, телефон, автобус)

2. Сделать звуковой анализ слова «весна».

Сколько звуков в слове «весна»?

5 звуков: В, Е, С, Н, А.

Сколько гласных звуков в слове «весна»?

2 гласные: Е, А.

Сколько согласных звуков?

3 согласных: В, С, Н.

Схема слова «Весна».

Итог. Рефлексия

И это задание вы сделали. Убираем тучку - и, смотрите, наконец-то появилось солнышко. Может, и весна в лес придет?

Звучит музыка, входит Весна.

Весна

Наконец я в лес пришла

И тепло всем принесла.

Я улыбаюсь солнышку,

Здравствуй, золотое!

Я улыбаюсь цветочку,

Пусть он зацветет!

Вижу, вы меня ждали,

Я пришла к вам с теплом!

За помощь благодарна вам,

И подарки я раздам!!!

Подарки - чупа-чупсы-«цветки» детям и гостям.

Цель: формирование навыка использования в речи однородных определений.

1. Закреплять знания детей о признаках весны.

2. Учить согласовывать в речи имя существительное и имя прилагательное.

3. Расширять и активизировать словарь слов-признаков.

4. Формировать глубокий вдох и длительный плавный выдох.

Оборудование: иллюстрации, пенопласт, стаканы с водой, соломинки, цветочки, конфеты, маленькие пробники с духами, аудиозапись пения птиц.

Ход занятия

Орг. момент. Сообщение темы: “Весна. Признаки весны”.

Назовите, какое сегодня число, день недели, месяц?

Назовите, какое сейчас время года?

Назовите по порядку весенние месяцы?

Какой месяц был предыдущий, какой будет следующий месяц?

Хорошо, молодцы. А теперь попробуйте отгадать мои загадки.

Сошли снега, шумит вода,
Все оживает.
Когда это бывает?

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла...

Тает снежок. Цветет лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

Дыхательная гимнастика.

Скоро наступит весенний праздник. Вспомните, это какой праздник? Правильно, 8 Марта. А что принято дарить на праздник мамам? Цветы. Давайте возьмем цветы, которые лежат у вас на партах и понюхаем их. (Дифференциация носового и ротового дыхания) – вдох через нос, выдох через рот (3-4 раза). “Ах, какие ароматные цветочки!”.

Конфеты. Глубокий вдох через нос и выдох через нос. Произнести “Ах, какие вкусные конфеты!”.

Духи. Глубокий вдох через нос и выдох через рот. “Ах, какой аромат!”

Ребята, мы сегодня говорим о весне. Все мы рады приходу весны, ждали ее с нетерпением.

Раньше люди звали весну в гости и говорили: “Весна-красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси теплое солнышко , певчих птичек , зеленой травки , ярких цветов ! (Дети добавляют слова-предметы).

Ребята, мы знаем признаки, приметы весны. Давайте придумаем предложения о приметах, признаках весны, да не простые, а очень длинные, с множеством слов-признаков. Для этого нам понадобятся картинки.

Наступили … (теплые, солнечные, светлые, весенние) деньки.

На лужайке появилась … (первая, зеленая, свежая) травка.

Птички запели … (звонкие, радостные, веселые) песенки.

На полянке зацвели … (желтые, душистые, яркие) одуванчики.

Солнышко светит … (теплое, яркое, ласковое).

Мы много поработали, теперь отдохнем.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена, листья каштана,
Листья дуба соберем (загибают пальчики, начиная с большого)
Букет маме отнесем (шагают пальчики по столу)

Ну что отдохнули? Давайте выполним упражнение на развитие силы выдыхаемой струи воздуха. Сначала тихо подуем, затем сильнее.

1. Подуем на воду с пенопластом. (Лед на реке растаял)

2. Подуть на карандаш на столе. (Полились ручьи)

4. Подуть в воду через соломинку. (Бурная река весной)

Хорошо. А теперь поработают наши ушки.

Развитие фонематического восприятия. Слушаем и отгадываем звуки. Аудиозапись с пением птиц, журчанием ручья, шум колокольчика, звук шмеля, кваканье лягушек.

Игра с мячом “Почему?”

Почему весной тает снег?

Почему весной мы сняли шубу и варежки?

Почему весной бегут ручьи?

Почему весной сосульки капают?

Почему весной прилетают птицы?

Почему весной на деревьях набухают почки?

Почему весной птицы вьют гнезда?

Формирование пространственных представлений. Индивидуальная работа – лабиринт. Надо найти путь к поляне с цветами. У каждого ребенка листок бумаги с лабиринтом.

Итог занятия. Молодцы! Мы сегодня о каком времени года говорили? Правильно, о весне. Вы все активно работали! И заслужили съесть конфету, которая лежит у вас на парте.

Данный конспект логопедического занятия можно проводить с дошкольниками 5 – 7 лет.

Цели: уточнить и расширить словарь по теме «Весна»; продолжить учить составлять схемы предложений с предлогами; закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска, магниты; магнитофон; мячик; сюжетная и предметные картинки, схемы слов; дидакти­ческая игра «Цветики-семицветики»; цветные карандаши, листы бумаги.

Лексический материал: первоцветы, капель, оттепель, ледоход.

1. Организационный момент.

Дети входят под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня», проходят на «лужок» (ковер) и садятся на подушечки.

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает, –

Кто это время года знает? (Весна.)

2. Основная часть: беседа по вопросам.

Показ сюжетной картинки.

Какие приметы весны вы знаете?

— Кто помнит весенние месяцы?

— Какой первый месяц весны сейчас наступил?

— Какие изменения происходят весной?

3. Дидактические игры.

«Скажи со словом «весенний» …» (с мячом).

Логопед. Мяч поймай – слова весенние называй!

Весенний – день, луч, лес, цветок.

Весенняя – погода, лужа, капель.

Весеннее – небо, солнце, настроение.

«Цветики-семицветики» (на магнитной доске).

Логопед. Сегодня у нас на «полянке» расцвели перво­цветы. Посмотрите внимательно на картинку в середине цветка и подберите к этому изображению как можно больше слов-признаков (лепестков).

Пример: солнце – лучистое, теплое, весеннее, доброе, горячее.

«Составь предложение». Составление схем предложений о весне по предметным кар­тинкам.

Дети выбирают картинки, рассматривают их и состав­ляют схемы предложений.

Весной прилетели птицы с юга.

— Небо чистое, голубое, весеннее.

Физкультминутка

Дети стоят в кругу, повернувшись лицом в круг. — Мы немного отдохнем, по тропиночке пойдем.

Собирайся, детвора! Хлопки в ладоши.
Весна зовет: «Гулять пора!»
Будем по лесу гулять, Шагают на месте.
Свежим воздухом дышать. Вдох-выдох.
На носочках по тропинкеДруг за другом мы идем. Идут друг за другом на но­сочках.
В маленькие лужицыНе наступим, обойдем. Идут с высоким поднима­нием коленей.
Встали елки на пути.Нам их нужно обойти. Идут «змейкой» друг за другом.
Идите, дети, осторожно:О ветки уколоться можно.
Вот сороки пролетели, Бегут по кругу на носочках,
Им, сорокам, не до сна! плавно взмахивая руками
Трещат сороки-белобоки: вверх-вниз.
— Весна идет! Весна идет!
За весною вслед пойдем, Идут по кругу, взявшись
Хоровод мы заведем! за руки.
Будем петь и танцеватьВесну красную встречать! Останавливаются, поднимают руки вверх, выполняют поклон.

«Назови ласково» (игра с элементами рисования).

Логопед. Мы уже с вами умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам лист бумаги, на котором слева есть рисунок. А вы назовите этот предмет ласково и нарисуйте справа, но уже меньшего размера. (Ручей, облако, дерево, лист, цветок, солнце, лужа.)

— «Что перепутал художник?».

Логопед. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только все ли правильно он изобразил?

Дети находят ошибки (листопад, осенние цветы и т. п.).

4. Итог занятия.

Логопед. Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии. Какая игра вам понравилась больше всего?

Конспект логопедического занятия «Весна пришла и птицы прилетели» с использованием ИКТ и обучающей презентации.

Цель занятия: активизация речевой и познавательной активности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнять и обогащать знания детей о весне и перелетных птицах; расширять и активизировать словарь по темам «Весна» (характерные признаки весны: снег тает, солнце ярко светит, на деревьях набухают почки, оживает природа), «Перелетные птицы» (выделять и называть внешние признаки, строение); совершенствовать интонационную выразительность речи; продолжать работу над дикцией (чтение чистоговорок); закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие: совершенствовать грамматический строй речи (согласование всех частей речи в предложении); развивать фонематическое восприятие и слух; формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику; продолжать совершенствовать восприятие, внимание, память, мышление детей; развивать зрительное, логическое мышление, тактильную чувствительность.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение, интерес и любовь к природе, умение замечать красоту весны; вызвать эстетические чувства, яркие эмоции и хорошее, весеннее настроение; воспитывать самостоятельность, усидчивость; воспитывать желание активно работать на занятии.

Здоровьесберегающие: сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей; способствовать развитию двигательной активности, координации речи с движением.

Билингвальный компонент: Сәлеметсіздер ме — здравствуйте, весна — көктем, птица — қыс, солнце – күн, ветер – жел.

Материалы и оборудование: обучающая презентация по занятию, перышки, распылитель, веер, фонарик, кусочки синтепона, солнышко, лучики с изображением признаков весны, кольца-пружинки, запись «Голоса птиц», сухой бассейн с картинками (перо, голова птицы, хвост, лапы, туловище), ноутбук, музыкальное сопровождение, шаблоны птиц, цветная бумага, подарки для детей.

Ход занятия.

Утренний круг:

Учитель-логопед: Сәлеметсіздер ме, балалар! Здравствуйте, ребята! Этим прекрасным утром мы приветствуем весь окружающий нас мир, такой прекрасный, полный радости и добра. Давайте улыбнемся этому яркому солнцу, этому прохладному ветерку и скажем:

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Организационный момент:

Учитель-логопед: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном? Слайд 1.

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла… весна. (Слайд 2)

Учитель-логопед: Ребята, я так рада, что, наконец, пришла долгожданная теплая, солнечная весна! Как на казахском языке слово «весна»? (Көктем) Хочется радоваться солнышку и пению птиц. С приходом весны все оживает вокруг. (Слайд 3 «Весна»)

Что же происходит в природе?

— С каждым днем солнце светит все ярче и теплее. Небо голубое, высокое. Тают холодные снега, появляются проталины. Весело звенят ручьи, начинается капель. На деревьях набухают почки. Зеленеет первая травка. Прорастают первые цветы (подснежники). Прилетают птицы. От зимней спячки просыпаются звери. Появляются насекомые.

Речевая игра «Собери лучики»

Учитель-логопед: Посмотрите, какое весеннее солнышко светит нам, только где же его лучики? Солнышко рассыпало свои лучи по полям и рекам, селам и городам. На казахском языке слово «солнце» — кун. Давайте соберем лучики и вспомним весенние приметы.

(Дети закрывают глаза, учитель-логопед брызгает водой на руки).

Учитель-логопед: Ребята, что вы почувствовали? Откуда весной вода? (ручейки — тает снег, тает лед, лужи, сосульки)

(Слайд 4)

— Найдите лучик с этим изображением. Молодцы.

(Дети закрывают глаза, учитель-логопед веером машет на детей.)

Учитель-логопед: Ребята, что вы теперь почувствовали? Какой бывает ветер весной? (весенний, теплый, холодный, слабый, сильный). Как на казахском языке слово «ветер»? (Жел) (Слайд 5)

Дыхательное упражнение «Ветер»

— Подул ветер. Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок) Подул маленький ветерок: у-у-у (тихо). Подул сильный ветер: У-У-У (громко)

(Учитель-логопед включает фонарик).

Учитель-логопед: Что вы видите? Что делает фонарик? А что ярко светит на улице весной? Какое весеннее солнце? (теплое, яркое, желтое). (Слайд 6)

— Найдите лучик с изображением солнышка. Молодцы.

(Дети закрывают глаза, учитель-логопед дает в руки пушистый коврик)

Учитель-логопед: На что похоже весной, то, что вы потрогали? (Травка, почки на деревьях). (Слайд 7)

— Выберите лучик с этим изображением. Молодцы.

Учитель-логопед: На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Массаж лица «Весна» (Слайд 8)

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо. — поглаживание

Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец, — пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. — поглаживание

Учитель-логопед: Наш друг Веселый Язычок тоже радуется приходу весны.

Артикуляционная гимнастика «История Веселого Язычка» (Слайд 9)

Наступила весна и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: — высоко на ели куковала кукушка: «Ку-ку-ку» (звукоподражание);

— отыскивая маленьких жучков, по коре дерева стучал дятел; «Д-д-д» (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку («Лопатка»). Сел язычок на пенёк («Грибок») и огляделся («Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть). Язычок поспешил домой к маме.

Учитель-логопед:

Эй, ребята, не зевать!

Будем слоги повторять.

Будем весело играть

И колечки одевать.

Массаж фаланг пальцев (одевать кольцо-пружинку на палец) (Слайд 10)

На-на-на — вот пришла весна.

Ны-ны-ны — долго не было весны.

Ень-ень-ень — натупает теплый день.

Ки-ки-ки — капают сосульки.

Ут-ут-ут — облака плывут.

Ка-ка-ка — бежит река.

Ол-ол-ол — дождь пошел.

Ва-ва-ва — вырастет трава.

Ты-ты-ты — появились цветы.

Гу-гу-гу — погуляем на лугу.

Учитель-логопед: С приходом весны из теплых стран домой возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Как на казахском языке слово «птица»? (Қыс) А какие птицы прилетели, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.

Речевая игра «Загадки, на картинках отгадки».

  • Всех перелетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей. (Грач) (Слайд 11)

— Послушайте, пожалуйста, как кричит грач (аудиозапись).

  • На шесте дворец,
    Во дворце певец,
    А зовут его… (Скворец) (Слайд 12)

— Послушайте, как поет скворец (аудиозапись).

  • Не ворона, не синица,
    Как зовется эта птица?
    Примостилась на суку,
    Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка) (Слайд 13)

— А вот как кричит кукушка (аудиозапись).

  • Прилетает к нам с теплом,
    Путь проделав длинный.
    Лепит домик под окном
    Из травы и глины. (Ласточка) (Слайд 14)

— Так поет ласточка (аудиозапись).

  • Птица белая как снег.
    Птица, что красивей всех.
    Выгибает гордо шею,
    Назовем ее скорее. (Лебедь) (Слайд 15)

— А вот как кричит лебедь (аудиозапись).

  • Он твердит одно «Га-га»
    Кто обидел? Где? Когда?
    Никого я не боюсь.
    Ну конечно это… (Гусь) (Слайд 16)

— Так кричит гусь (аудиозапись).

  • Носик лопаткой,
    Красные лапки,
    Плавает, ныряет,
    Крякать обожает! (Утка) (Слайд 17)

— А вот как кричит утка (аудиозапись).

  • На одной ноге стоит,
    В воду пристально глядит.
    Тычет клювом наугад
    Ищет в речке лягушат. (Цапля) (Слайд 18)

— Послушайте, как кричит цапля (аудиозапись).

  • В небе осенью курлычут,
    За собою в небо кличут.
    Долго манят нас вдали…
    Кто скажите?… (Журавли) (Слайд 19)

— Так кричат журавли (аудиозапись).

  • Раньше всех из птиц встает,
    Солнцу песенку поет.
    Все живое поднимает.
    Как ту птичку называют? (Жаворонок) (Слайд 20)

Учитель-логопед: Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц? (У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями). Я предлагаю вам найти в сухом бассейне карточки, с изображением частей птицы и назвать их.

Игра «Найди и назови»

Учитель-логопед: А теперь поиграем в игру «Кто как голос подает?» (Слайд 21) Будьте внимательны. Вы должны не только сказать, как поёт птица, но и прохлопать в ладоши слоги. Готовы?

Кукушка — ку-ку-ет.

Утка — кря-ка-ет.

Ласточка — ще-бе-чет.

Скворец — по-ет.

Журавль — кур-лы-чет.

Гусь — го-го-чет.

Утка – кря-ка-ет.

Жаворонок – по-ет.

Учитель-логопед: Ребята, вокруг себя вы повернитесь, в малых птичек превратитесь! Поиграем, птички!

Физкультминутка

Ой, летали птички,

Крыльями махали. (махать руками, как крыльями)

На дорожку сели,

Зернышки поели. (присесть на корточки, пальцами постучать по полу)

Прыгали по веткам,

Чтоб сильней стать деткам. (прыжки на месте)

А собачка прибежала

И всех птичек распугала. (убежать на свои места)

Учитель-логопед: Вокруг себя повернитесь, в ребят опять превратитесь. Вы были замечательными птичками!

Речевая игра « Закончи предложения словом «Журавль»

Учитель-логопед: Предлагаю вам послушать рассказ и закончить предложения.

— В поле я увидела… (журавля). Я долго наблюдала за …(журавлем). Мне понравился этот красивый и стройный (журавль). Но он испугался и улетел. Кружась в небе, расправив крылья, красиво летел… (журавль). Я рассказала маме о …(журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать… (журавля). Я обещала маме не подходить к … (журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за… (журавлем).

Учитель-логопед: Ребята, мы сказали, что пришла весна, все стало красивым. Вокруг так весело, птички поют. А у нас нет птиц и очень грустно. Давайте, мы с вами сделаем птичек из бумаги и они останутся у нас на все лето до осени.

По показу дети самостоятельно делают птиц, привязывают их на ниточки. Звучит музыкальное сопровождение.

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Справились с заданием. Посмотрите, какие птицы красивые получились.

Итог занятия. О каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Что вам сегодня запомнилось интересного? Что было для вас самым трудным? (ответы детей) Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Вы справились со всеми заданиями, молодцы! Я вами горжусь!

Сюрпризный момент.

Аудиозапись пение скворца.

Учитель-логопед: Ребята, кто это поет? А здесь пакет и записка. «Ребята, я пролетал мимо вашего детского сада и услышал, что вы так много знаете о нас, перелетных птицах, и времени года весна. Вы молодцы и заслуживаете награды. За хорошие ваши познания хочу вручить вам подарки»

Прощание.

Учитель-логопед:

Все ребята – молодцы!

Вы, ребята, удальцы!

Помашем на прощание

И скажем «До свидания!»

Для детей второй младшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект занятия № 1 по теме «Весна»

Цель: познакомить детей с признаками весны.

Задачи:

1. Продолжаем учить детей употреблять слово «вот» в самостоятельной речи.
2. Развиваем умение детей работать с большой сюжетной картиной.
3. Закрепляем умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе.
4. Развиваем ручной праксис детей.

Оборудование: демонстрационный материал: серия сюжетных картин о весне, сюжетная картина «Весна», изображение Незнайки, листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги.

Раздаточный материал: листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги.

Ход занятия

I. Орг.момент.
Д/и «Что за окном?»: педагог просит детей подойти к окну и посмотреть внимательно в него. Затем взрослый спрашивает: «Солнце светит? (Да). Снег тает? (Да). Птички прилетели? (Да).»

II. Работа по теме занятия.

1. Беседа о весне.

Педагог сообщает детям, что в гости к ним пришел Незнайка, который просит рассказать ему о весне.
- Незнайка, - говорит педагог, мы с ребятами недавно проводили зиму, а теперь наступила весна. Зимой было очень холодно, повсюду лежал снег, на реках-лёд. А теперь, когда пришла весна, солнце стало припекать, снег начал таять, побежали ручейки, с крыш повисли сосульки, зазвенела капель, радостно запели птицы, а на деревьях набухли почки, и совсем скоро появятся первые листочки и цветочки!

Педагог демонстрирует детям первую картинку-солнышко светит ярко, и говорит: «Пришла весна-красна, солнышко привела. Солнышко светит, лучиками всех ласкает.

Лучик солнца улыбнулся, Солнце, солнце, поскорей
Лучик нас с тобой коснулся. Землю и людей согрей!
Сначала лучики были маленькие, лучики-малыши, потом лучики подросли.
Стало солнце пригревать — Снег ручьями стал стекать».
Педагог демонстрирует картинки: снег тает, бегут ручьи.

3 картинка-дети пускают кораблики: «Как много воды! — сказали лучики,— Кому нужна эта вода?" — «Нам, нам!" — закричали дети и стали пускать в ручейке кораблики. Поплыли кораблики!»

4 картинка-распускаются листочки: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам!" — закачали ветками деревья.— Тогда появятся на нас зеленые листочки!"».

5 картинка-первые вессение цветы: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам!" — закричали первые вессение цветочки. -Тогда мы распустимся и будем радовать всех людей!».

6 картинка-прилетели птицы: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам, нам!» — закричали птички. Они напились воды из лужицы и искупались в ней».

2. Рассказ о весне с опорой на картинки.

Логопед рассказывает детям о весне, опираясь на картинки: 1.Весной солнце светит ярко. 2.Весной снег тает. 3.Весной бегут ручьи и можно пускать кораблики. 4.Весной на деревьях появляются листочки. 5.Весной появляются первые весенние цветы. 6.Весной прилетают птицы.

III. Физкультминутка.
«Краски весны»
Снова нет ручьям покоя -
День и ночь журчат в кустах.
(бегут по кругу друг за другом)
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
(спокойно идут друг за другом)
Льёт лучи на лес и луг
(приседают - встают)
И на все цветы вокруг.
(«цветок» над головой)


Продолжаем учить детей употреблять слово «вот» в самостоятельной речи.
Д/и «Покажи, где…»: педагог по очереди просит детей показать какое-нибудь явление весны на серии сюжетных картинок, а затем на одной большой сюжетной картине, мотивируя их на употребление в своей речи слова «вот».

2. Развитие ручного праксиса.

Педагог раздает детям листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги, и просит их нарисовать лучики к солнышку и капельки к сосулькам. Затем дети объясняют, почему у солнышка появились красивые длинные лучики, а у сосульки-капельки.

Конспект занятия №2 по теме «Весна».

Цель: продолжать знакомить детей с признаками весны.

Задачи:
1. Продолжать учить детей договаривать слова по картинкам.


Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, сюжетная картина «Весна».
раздаточный материал: цветные карандаши.

Ход занятия

I. Орг.момент.
Игра на закрепление знаний основных цветов «Сядет тот, у кого в руках красный карандаш».

II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Договори-ка»: педагог, рассказывая о весенних признаках по картинкам, мотивирует детей на договаривание предложений:

  1. Весной солнце светит…ярко. 2.Весной снег…тает. 3.Весной бегут…ручьи и можно пускать…кораблики. 4.Весной на деревьях появляются…листочки. 5.Весной появляются первые весенние...цветы. 6.Весной прилетают…птицы.
  2. Игра на развитие словесно-логического мышления «Так бывает весной?»: педагог демонстрирует детям картинки с изображением различных времен года и задает вопросы: «Кто нарисован на картинке? Что делают/ет? Так бывает весной? Почему?»

III. Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

IV. Продолжение работы по теме занятия.
Расширение глагольного словаря детей.








2. Работа с сюжетной картиной «Кто что делает?»

Конспект занятия №3 по теме «Весна»

Цель: обогащать представления детей о весне.

Задачи:
1. Формировать предпосылки к связной речи.
2. Развивать словесно-логическое мышление детей.
3. Закреплять знание основных цветов.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, бумажные куклы и одежда для разных времен года.
раздаточный материал: индивидуальные листы для выполнения задания «Чей кораблик?», цветные карандаши.

Ход занятия

I. Орг.момент.
Игра на развитие слухового внимания «Сядет тот, чье имя я назову».

II. Работа по теме занятия.
1. Расширение глагольного словаря детей.
1. Д/и «Что делает?»: педагог задает вопросы детям:
- Что делает солнце весной? (Ярко светит).
- Что делает снег весной? (Тает).
- Что делают ручейки весной? (Бегут/текут).
- Что появляется на деревьях весной? (Листочки).
- Что появляется на земле весной? (Цветы).
- Кто прилетает весной из теплых стран? (Птицы).
- Какое это время года? (Весна).
2. Формирование предпосылок к связной речи «Расскажи о весне»: дети рассказывают о весне по картинкам с помощью логопеда.
3.Игра на развитие словесно-логического мышления детей «Можно ли так пойти гулять весной?»: педагог показывает детям бумажных кукол с различной одеждой и спрашивает их: «Можно ли так пойти гулять весной? Почему?».

III. Физкультминутка.

IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Д/и «Чей кораблик»: педагог раздает детям индивидуальные листы, в которых необходимо провести дорожку от каждого ребёнка (дети одеты в одежду разных цветов: красную, синюю, зеленую, желтую) до кораблика с парусом нужного цвета.



Конспект занятия №4 по теме «Весна»

Задачи:

2. Развивать предпосылки к связной речи.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, картинки для игры «Что изменилось?»

Ход занятия

I. Орг. момент.
Д/и «Сядет тот, кто скажет, как его зовут?»

II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Да-нет-ка»:
1. Весной можно лепить снеговиков.
2. Весной можно кататься на санках.
3. Весной появляются первые весенние цветы.
4. Весной можно купаться в речке.
5. Весной на деревьях опадают листья.
6. Весной птицы улетают в теплые края.
2. Развитие предпосылок к связной речи «Расскажи о весне»: дети рассказывают о весне по картинкам с помощью логопеда.
3. Игра на установление простейших причинно-следственных связей «Это весна?»: педагог раздает детям картинки с изображением различных времен года, ребята должны ответить весна на картинке или нет и объяснить почему.

III. Физкультминутка.
Игра «Рисуем и рассказываем».
Предложить детям «нарисовать» весну с помощью движений руками и
рассказать о ней.
Солнышко пригрело, Дети тянут руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца.
И растаял снег. Опускают руки вниз, машут свободными кистями.
И расцвел подснежник На виду у всех. Показывают кистями рук бутончик подснежника, а затем выпрямляют пальцы, показывают цветок.

IV. Продолжение работы по теме занятия.
1.Д/и «Что изменилось?»: педагог предлагает детям посмотреть на картинки и сравнить их. Логопед говорит ребятам о том, что он будет им помогать: «Я начну, а вы закончите фразу: «На верхней картинке идет снег, на нижней — ... (небо голубое, ясное). На верхней картинке кругом лежит снег, много сугробов, стоит снеговик; на нижней картинке... (снег тает, бегут ручьи, растут цветочки). На верхней картинке деревья голые, на нижней картинке... (на деревьях появились листья). На верхней картинке птиц мало, им холодно, они нахохлились, на нижней... (птиц много, они вьют гнезда). На верхней картинке нарисована зима, а на нижней — ... (весна)».

Конспект занятия №5 по теме «Весна»

Цель: закрепить знания детей о весне.

Задачи:
1. Продолжать учить детей сравнивать две картины между собой.
2. Упражнять детей в умении разгадывать загадки.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, изображение Незнайки, картина к игре «Угадай, где ошибка?», сюжетные картинки к игре «Сравни».

Ход занятия

I. Орг.момент.
Д/и «Хлопни, как я!»

II. Работа по теме занятия.
1.Загадки о весне и весенних явлениях.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла... (Весна)

За окном звенит она
И поет: "Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!"
Слышно с крыши:
"Шлеп-шлеп-шлеп!"
Это маленький потоп. (Капель)

Весною стали очень ярки
Все луга, поляны, парки.
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты,
Что же это, что же это? (Цветы)

Парк как будто весь покрыт
Облаком зеленым.
Тополь в зелени стоит,
И дубы, и клены.
Что на веточках раскрылось.
И в апреле распустилось? (Листва, почки)

Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)

Этот домик - из фанерки,
У него насест и дверки.
Птичек ждет удобный дом,
Им уютно будет в нем. (Скворечник)

2. Д/и «Угадай, где ошибка?»: педагог сообщает детям о том, что Незнайка нарисовал картину, которая называется «Весна», но допустил много ошибок, детям необходимо их исправить.

III.Физкультминутка.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Д/и «Сравни»: педагог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки с изображением весны и зимы. Логопед начинает фразу, а ребята её заканчивают: «На этой картинке ребята…лепят снеговика, а здесь дети…собирают цветы. На этой картинке дети… катаются по льду, а здесь…лед тает, плывут льдинки. На этой картинке дети одеты…тепло, а здесь…легко…На этой картинке…зима, а здесь…весна т.д.».