Цель: организация досуговой деятельности дошкольников в летний период .

Задачи: сформировать у детей представление о таком празднике, как Международный день левшей; познакомить детей с преимуществами, а также сложностями, с которыми сталкиваются леворукие люди.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята, уважаемы взрослые! Мы собрались сегодня с вами зале, чтобы отметить праздник, который состоялся в понедельник, 13 августа – Международный день левшей. Мы живём в большом мире, нас окружает много людей. Нам кажется, что все мы одинаковые, однако всё-таки мы сильно отличаемся друг от друга, например, ростом, физическими способностями, цветом волос и глаз, характером и так далее.

Есть различия и в том, какой рукой человек пользуется чаще для того, чтобы совершить привычные всем нам действия: причесаться, застегнуть молнию на куртке, взять ложку в руку или карандаш, зубную щётку. Ребята, поднимите правую руку те, кто этой рукой выполняет перечисленные мной действия. Как вас много! А теперь поднимите руку те, кто рисует, пишет левой рукой. Немного! Так вам удобнее, легче, сподручнее? (Да).

Интересно, что даже среди животных, есть левши и правши (праволапые и леволапые). Так, в дикой природе среди обезьян (шимпанзе) больше левшей. Это значит, что большинство шимпанзе срывают банан с пальмы именно левой лапой. Левши и белые медведи, они левой лапой ловят рыбу в реках.

Конкурс «Какой отпечаток». (Два силуэта рук на мольбертах).

А вот насколько хорошо вы, ребята, владеете левой рукой, я сейчас проверю. Но нам потребуются два мольберта. Вот они! Но посмотрите, что это? Кто-то оставил на их поверхности отпечатки своих рук! Исчезнут они только тогда, когда вы определите, какой отпечаток сделан правой, а какой левой рукой! (Дети высказывают свои предположения). А кто сможет выйти и доказать, что это именно так? (Ребёнок, подойдя к мольберту, прикладывает руки к отпечаткам).

Конкурс «Аппликация». (Ладошки, мольберты).

Для следующего конкурса под названием «Аппликация» мне нужны 4 человека. Вам сейчас нужно составить аппликацию из ладошек разных цветов, используя при необходимости овалы, круги, полоски картона. (2 человека встают к 1 мольберту, другие 2 человека встают к другому). Вам, ребятки, я предлагаю выложить перед нами цветок, а вам, ребята, насекомое (каких знаете? (…бабочку)).

Игра со зрителями (пока дети выполняют задания).

Пока команды выполняют задания, вам, ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Хлопалка». Для этого вам нужно встать у своих стульчиков и приготовить свои ладошки!

Хлопните:

— Все присутствующие.

– Только девочки.

– Только те, кто любит мороженое.

– Только те, у кого дома живёт собака.

– Только мальчики.

– Только те, у кого день рождения зимой.

– Только воспитатели.

– Только те, любит есть перец.

Конкурс «Художники».

Настало время следующего конкурса «Художники». Приглашаю ко мне двух детей. Возьмите маркеры в левую руку и подойдите каждый к своему мольберту. Предлагаю вам левой рукой нарисовать цветок.

Музыкальная пауза. (Включаю фонограмму).

Девочки и мальчики, выходите ко мне. Образуем круг. Мы исполним вместе весёлый танец, который называется «Лавата». Для этого я в ответ на мои слова вы хором должны сказать «а у соседа лучше».

Повторяйте:

(Идём по кругу, не держась за руки)

Дружно танцуем мы.

Тра-та-та, Тра-та-та,

Танец весёлый наш – это лавата.

(Останавливаемся).

Н аши руки хороши? хороши…

А у соседа? лучше!

Н аши руки хороши? хороши…

А у соседа? лучше!

(Все берутся за руки и поют) .

Припев.

Эстафета «Попади точно в цель». (2 таза, 12 шариков, 2 коробки).

Ребята, правшей большинство. Я, например, тоже правша. В правой руке держу кисточку, правой рукой перелистываю страницы книги, застёгиваю пуговицы. Пользуюсь в основном одной рукой. Леворуких детей рождается меньше, однако они, как правило, пробуют совершать те же действия как левой, так и правой рукой. Таким образом они развивают обе руки. Имеют левши преимущество и в спорте: сопернику сложнее подстроиться под леворукого соперника, отработать направление удара. Леворуких теннисистов, фехтовальщиков, боксеров, борцов очень не любят - с ними неудобно соревноваться .

Левая рука должна и вам принести успех в эстафете под названием «Попади точно в цель». Первые шесть ребят станут участниками команды «Пупсики», вторые шесть детей войдут в команду «Ловкачи». Вам нужно взять по одному шарику в левую руку и постараться попасть в таз. Команда, забросившая больше шариков, победит.

Эстафета «Покупатель». (2 столика, 2 подноса, 2 тазика, 12 продуктов).

Опять объявляю набор в команды «Пупсики» и «Ловкачи» по 6 человек в каждую. Представьте, что вы покупатели в магазине. Ваша задача – взять в левую руку поднос, подбежать к тазику, положить на поднос любой продукт и, держа поднос в левой руке, отнести продукт на столик (кассу). Команда, которая быстрее доставит последний продукт, победит.

Заключительное слово.

Я вам так скажу, ребята,
Не пристало в нашем веке
По руке с рожденья главной
Нам судить о человеке!
Ну с какой, скажите, стати
Все должны работать правой?
Тем, кто не согласен с этим,
Заявляю — вы не правы!
Человек двумя руками
Все дела обычно делал,
А не только самой правой
Или может только левой.
За поступки, за заслуги
Мы друг друга уважаем.
И левшам на всей планете
Равноправия желаем!

На этом наш досуг окончен. До свидания, до новых встреч!

(СЦЕНАРИЙ)
Вступление: на сцене два скомороха.

1-й скоморох:

За горами, за лесами,

За широкими долами,

Извиваясь, как тропа,

Змейкою река Упа
2-й скоморох:

Протекает по равнине,

А на самой середине

Домостроен и сердит

Тула – град на ней стоит.
1-й скоморох:

В те поры сей славный град

Был оружием богат.

Мастера для этих ружей

Мастерили всё подряд:
2-й скоморох:

От приклада и цевка,

И от мушки до курка,

Да патроны – тоже сами –

Не везти ж издалека.
1-й скоморох:

В оружейной слободе

(То ли там, то ль ещё где)

Жил мужик, умелец тонкий,

Хоть в клочковой бороде.
2-й скоморох:

Проявляя жар и пыл,

Он такое мастерил –

Только ахали в народе,

И, причём, левшою был.
Площадь, глашатай с указом или свитком в руке.

Эй, народ! Вали сюда!

Нам нежданная беда:

Скоро нам придётся туго,

Как не было никогда!

Всё скажу, как на духу:

Мериканскую блоху

Напустили на японцев –

Там теперя всё в пуху!

(Народ в ужасе разбегается в разные стороны).
Заседание в царской палате.

Царь:

Мы решили матерясь,

Расспросить тебя вот, князь:

Как же ты блоху прохлопал?

Мы теперь все мордой в грязь?
Басурмане с той Земли

Нынче атом запрягли,

Да с блохой его пустили.

Вот, япошек разнесли…

Князь: (подобострастно)

Наш кормилец, не тужи

(Я глаголю от души).

Басурмане пусть не плохи,

Но, мы тоже хороши.
Дела меньше, чем смеху

(Говорю, как на духу).

Мы лазутчикам поручим:

Пусть – де выкрадут блоху!

Царь:

Прочь поди с моих очей,

Бесталанный асмодей!

(Князь сконфуженно отходит)

Что бояре мне подскажут?

1-й боярин:

Царь – надёжа, прикажи

Думным дьякам от души

Поработать над блохою,

Да накинь на них вожжи.
Коль сумеют изобресть –

Будет им за это честь.

Ну, а коли не сумеют,

Мы с них живо сгоним спесь!

2-й боярин:

Государь наш и отец,

Чтоб достойный был венец

Всего дела со блохою,

Не шумя на весь дворец,
Думных дьяков ты пошли

Хоть и не на край земли,

Но подале от столицы,

Чтоб вороги не нашли.

3-й боярин:

Нынче где – то, может пьян,

Есть в отставке атаман

По фамилии… де Платов.

Может очень он шарман
Хоть медведя обучить,

Думных дьяков проучить,

Коль затеют фордыбачить.

Ты ему всё поручи.

Царь поднимает руку, готовясь что – то сказать.

1-й боярин:

Государь, единый миг

Ты не до конца постиг:

Чтобы ту блоху сбондарить,

Нужно звать мастеровых.

2-й боярин:

Градец – Тула есть такой,

Каждый там мастеровой.

И со всякой железякой

Каждый мастер там сам – свой.

3-й боярин:

Атаману наказать:

Всех тащить и не пущать.

Коли станет кто ершиться,

То в колодки заковать!

Царь:

Вот теперя даль видна,

Как из моего окна.

Сладим дело со блохою.

Подавайте имена.

(Бояре усиленно нашёптывают царю на ухо).

Царь:

Что – то не пойму никак…

Вроде развели кабак.

Ну, кого вы мне суёте –

Тот? Дурак! А тот…простак!
Всё, кончайте маету!

Дай – ка подведём черту!

Сердито 1-му боярину:

Я хочу персону эту,

Ты подсовываешь ту!

(назидательно)

Чтобы был прямой резон

Дать процессу нужный тон:

Главным будет «Бородатый»,

Чуть пониже «Гаврятон».

Вздыхает:

Велика затрат казна,

Не туга наша мошна.

Но, Бог даст, блоху сварганим,

Не испив себя до дна.

Кидает косой взгляд на князя:

Коли вылетим в трубу –

Всех отправлю на дыбу!

Князь, мотай на ус, однако.

(слегка передразнивает)

Вот тебе и бу – бу – бу!

Атаман Платов лежит на досадной укушетке.

Я у этого хмыря,

По прозванию царя

Тридцать лет и…(загибает пальцы) …два…три года!

Промытарился зазря!
А теперя – всё равно,

Ведь отставка – это дно.

Казаку нужны под старость

Только трубка и вино!

(Наливает себе стаканчик и раскуривает трубку).

Чу! Бубенчик зазвенел.

Что за гость тут залетел?

Кто решился потревожить

Мой безрадостный удел?

(Спрашивает сам себя)

Я ещё не допьяна?

Дай допью стакан до дна.

А теперь надеть папаху

Да почистить ордена…

(Допивает стакан, нахлобучивает папаху и бегло рукавом протирает ордена на груди).

Входит царский курьер.

Курьер:

Наказному атаману

Безо всякого изъяну

Низко бьёт челом наш царь!

(Кланяется, касаясь рукой пола)

Тебя просит государь

Свой забросить конедром,

Перебраться на паром,

Срочно во дворец явиться.

А не то ударит гром!

Атаман Платов (бурчит себе под нос, но довольно громко):

Вроде «бьёт тебе челом»,

А на самом деле лом

По твоей спине гуляет.

Не сегодня, так потом.

(Пристально смотрит на курьера)

Глянь, за совесть и за страх

Суетится вертопрах!

Лишнего чего б не ляпнуть –

Будет голова в кустах.

(Важно и бодро отвечает)

Я готов служить царю

(Откровенно говорю).

И, как человек военный,

Я судьбу благодарю!
Может быть судьба права:

Я по - прежнему «Ать – два».

Нам – служивым – хоть в атаку,

Хоть пилить – колоть дрова!

(Поднимается и выходит вместе с курьером).
Тула. Ремесленная слобода. Левша со товарищи. (Сидят в избе, похожей на мастерскую. У всех волосы подобраны ленточками).

Левша:

Васька, шебурши плотву.

Филька, вымой ендову.

Ты, Гараська, малый шустрый –

Вмиг по пиву рандеву!

(Гараська убегает и скоро прибегает с пивом. Вот всё готово).

Левша:

Как стук в двери услыхать,

Мигом харч под стол убрать,

Бабы – идолово племя

Не дадут попировать.

Женщины возле мастерской (подглядывают в окна избушки).

1-я женщина:

Вот опять, гляди, кума,

Словно спятили с ума:

Всё стукотят молотками

От темна и до темна.

2-я женщина:

И – и – и, кума, не говори! –

От зари и до зари

Ремесло своё справляют,

А в деньгах – полушки три!

3-я женщина:

Ох, подружки, примечай:

Стук не слышен невзначай?

Знать, закончили работу,

Да лакают пиво, чай?

4-я женщина:

Ты ремёсла уважай,

Всуе не упоминай.

Чу! Коляска с бубенцами…

Ну – ка, бабоньки, тикай!

(Женщины быстро убегают)

Подъезжает коляска атамана Платова.

Платов вылезает из коляски и громко стучит в дверь.

Левша:

Раскудрит твою в кудель!

Кто там ломит дверь с петель?

Ну – к, Никит, спроси: что надо?

Да гони его отсель!

Никита (грозно):

Я те – бесу постучу!

Выду щас – поколочу!

Ишь ты, демон, дверь ломает.

Аль не слышишь, что кричу!

(Тем временем мастеровые всё – таки прячут пиво и закуску под стол).

Никита (открывает дверь, недовольно произносит):

Легче! Черт тебя побрал!

Ишь, устроил здесь аврал.

(берёт вошедшего за лацканы и проводит в середину комнаты)

Ну – ка, покажись – ка к свету…

(в крайнем изумлении)

Братцы! Это генерал!..

Платов: (суёт Никите кулак под нос)

Я тебе сейчас, микроб,

Закатаю прямо в лоб!

А ещё хоть слово вякнешь –

Положу живого в гроб!

(Замахивается на Никиту локтем)

(Никита обмяк, у него трясутся колени. Атаман наслаждается)

Что, трясётся вся душа?

Ноги пишут антраша?

(немного добреет)

Ладно, сладим дело миром.

(Проводит рукой по усам)

Хто такое тут Левша?

Левша (растерянно):

Вота, туточки все мы,

Все ремесленны умы.

Ну, куды теперь прикажешь –

До Сибири аль тюрьмы?

Атаман Платов (разочарованно смотрит на Левшу):

Экий тощий – словно штырь…

Ладно, слушай, богатырь,

Собирай свою шарагу,

Да поедем… (делает паузу) в монастырь.

Левша: (недоуменно)

Чай ошибся ты, Вашброть,

По изнанке – то пороть…

Мы грехов не накопили,

Чтобы ехать их молоть!

Атаман Платов: (раздражается и рявкает)

Цыц! Каналья! Бунтовать?

Я тебе такую мать

Покажу и обустрою –

Будешь рысаком скакать!
Вот за волосы схвачу,

Из избы поволочу,

Да ещё по грязи мордой,

Если только захочу.
Собирайся, цел пока!

Струмент сыпьте в кладника.

Коли станешь долго мешкать,

Для подгонки дам пинка!

(Левша с товарищами быстро собирается и выходит вместе с атаманом).

ОБЪЕКТ №……. Левша с товарищами стоят возле «Красного дома» и осматриваются. Их внимание привлекает и колючая проволока, и солдаты с оружием, и купола церквей. Неподалёку от «Красного дома» расположена беседка с лавочкой.

Левша:

Ну и чудно тут, братва:

Колокольни да церква.

Вместо тына здесь «колючка»,

Да стрелецка тетива.
Вот вблизи никак нашест –

Помолиться б да присесть.

Наше дело трудовое,

Главное, что кузня есть.

(Из «Красного дома» выходит дьяк в чёрном и направляется к Левше).

Дьяк:

Ты – Левша?

Тебя просили.

(Двумя руками приглашающе показывает на входную дверь и тут же важно скрещивает руки на груди)

Долго там не говори.

Отче Игорь

Свет Василич,

Келья нумер 23.

Баек ты ему не гни,

И про трудности ни – ни!
(Поднимает глаза к небу, как бы вспомнив что – то)

Перед тем, как распрощаться,

К Гаврятону загляни.

(Левша заходит в «Красный дом». Спустя некоторое время выходит из него и с таинственным видом обращается к товарищам).

«Бородатый» дьяк сказал:

Мы здесь с «корабля на бал».

С временем настолько туго,

Что кругом сплошной аврал.
Надобно блоху сковать,

(Бог избавь – не ошибиться!)

А потом в нору загнать.
(Пристально смотрит на друзей)

Есть сурьёзный оборот:

Коль блоха не заревёт,

Атаман нам, как цыплёнкам,

Шеи набок всем свернёт.

(Обводит взглядом оробевших товарищей)

Только не впадайте в грусть.

Знай – работай и не трусь.

Мы скуём блоху на совесть –

Ведь стоит за нами Русь!

(На сцену выходят два скомороха, опускается киноэкран).

1-й скоморох:

Скоро сказка говорится,

Споро движутся дела.

И потешная станица

Вмиг построена была.

(На экране опытный городок, предназначенный для взрыва).

2-й скоморох:

В ней станичники не жили –

Для жилья она плоха.

Предстояло стать ей пылью,

Там должна скакать блоха.

1-й скоморох:

А блоха уже готова (на экране РДС – 1)

Здесь не сказка, это – быль.

И на этом «Бородатый»

Вовремя челом отбил

2-й скоморох:

И царю, и всем боярам.

Царь решил, чего скрывать,

Времени не тратя даром,

Испытанья затевать.

(На экране вывоз РДС – 1 из цеха).

1-й скоморох:

Только вспыхнули зарницы,

Встали дьяки вереницей,

(И Левша с друзьями тут)

Провожать блоху в станицу.

(На экране пульт управления)

2-й скоморох:

Приготовили блоху

И укрылись: кто вверху,

Кто в расщелины забился,

Кто за камнем притаился.

1-й скоморох:

Изготовились глядеть,

Как почнёт блоха реветь.

Всем блаженна мысль была:

Лишь бы голова цела!

2-й скоморох: (на экране обратный отсчёт)

Думны дьяки отмеряли

Эти миги, и считали

Цифры, но наоборот

(Видно люб такой им счёт).

1-й скоморох:

Вот последни цифры тают,

Всем дыханье занимает.

Вот пошёл блохе наказ:

«С Богом! Прыгай!» В землю враз

2-й скоморох:

Уши и глаза уткнули

(Вроде как при свисте пули).

Рухнул тут небесный кров –

Вот такой раздался рёв.

1-й скоморох: (на экране взрыв)

Будто гром на колеснице

Трижды объезжал станицу,

Возвращался и опять

Глухо продолжал ворчать.

2-й скоморох: (на экране «гриб»).

Облик той блохи погиб,

Вырос шар, а потом гриб.

У Левши мысля мелькнула:

(Левша втихомолку крестится)

«Может где – то перегиб?»

1-й скоморох:

Гриб кружился весь в пыли,

В толщину размеры шли.

Ножка гриба извиваясь

Всё сосала из земли.

2-й скоморох:

(на экране последствия взрыва: разрушения, возгорания и т.д.)

Всё горело и трещало,

Всё стонало и скворчало,

Лихо плавился песок

И стеклом в канавы тёк.

1-й скоморох:

Всё казалось кверху дном,

Всё ходило ходуном.

Брёвна спичкой возгорались,

Рельсы на узлы вязались.

(Экран убирается).

2-й скоморох:

Позже в приказной избе

Дьяк, тот самый «Бородатый»

Да глядевший всё в трубе,

Вдруг спросил Левшу пытливо:

«Сыне, как блоха тебе?»

От такой блохи родни

Бог нас всех оборони!

В поле раз увидеть можно,

Ну а в жизни – ни – ни – ни!

1-й скоморох:

Будто камень с плеч долой,

Настроение – горой.

Дело сделано, однако,

Можно двигаться домой.

2-й скоморох:

Обнялись, перекрестились,

Разрыдались – прослезились.

Чарки приняли потом

И заснули крепким сном.
Царские палаты (застолье с музыкальным сопровождением).

1-й скоморох:

А в палатах пир горой,

Столы ломятся явствой.

2-й скоморох:

Ходуном веселья вал.

Ну а после царь сказал:

Басурманам отписать:

«Нам теперь на них чихать!

Со своей блохою танцев

Больше им не затевать!»

(Осматривается вокруг)

Писарь! Где ты? В самый раз

Нужно написать указ.

(Царь диктует, писарь записывает)

Атаману – княжий сан

Будет мной навеки дан.

(Атаман кланяется царю в пояс).

(Царь смотрит на князя, тот подобострастно кланяется)

Князю – орденок в петличку

(Хоть бараном он баран!)

(Оглядывает бояр)

Всем боярам – теремов!

(Бояре кланяются)

Дьякам хватит и домов,

Что построены в столице,

(Смотрит на бояр)

Чем потрафить мужиков?

1-й боярин:

Расспросить у «Бороды»,

Дабы не было беды:

Мужикам – то что по нраву

Кроме хлеба и воды?

(размышляет про себя)

Им ни денег и ни слуг…

Может, дать лошадок двух?

2-й боярин:

А не будет многовато?

А не вызовет испуг?

3-й боярин:

Царь – надёжа, мужикам

Должен быть гостинчик дан –

Чтобы в рот не попадал он,

Но протёк бы по усам.

Царь – писарю: пиши

Бочки выкатить вина,

Пусть напьются допьяна.

(слегка задумывается)

По алтыну на похмелку –

Это выдержит казна.

(чешет затылок)

Чтобы был указ готов,

Безо всяких лишних слов

(указывает пальцем)

В него надобно добавить

Пару бочек огурцов!

(Бояре важно кивают головами).

На передний план сцены выходят два скомороха. Все остальные действующие лица выстраиваются в линию на заднем плане.

1-й скоморох:

Через времени стекло

Много вёсен утекло.

Сколько сделано Левшою

Супостатам всем назло?

2-й скоморох:

Всё куёт Левша тихонько,

То ль блоха, а то ль комар.

Но от пакости от этой

У врагов ночной кошмар.

1-й скоморох:

Мы – Левши того потомки.

2-й скоморох:

Что в наследство взяли мы?

1-й скоморох?

Наши неплохие руки.

2-й скоморох:

Неплохие и умы.

1-й скоморох:

Можем выпечь Тульский пряник.

2-й скоморох:

Или сделать самовар.

1-й скоморох:

Дом себе построить сами.

2-й скоморох:

Или потушить пожар.

1-й скоморох:

Можем починить карету.

2-й скоморох:

Спутник в космос запустить.

1-й скоморох:

Град Саров прославить свету.

2-й скоморох: (беспечно)

Можем жить и не тужить.

«Левша» - инсценировка по мотивам сказа Н.С.Лескова «Левша».

Действующие лица:

Император Александр Павлович,

Новый государь Николай Павлович,

атаман Платов,

Левша,

два тульских оружейника,

двое англичан,

два скомороха.

1.скоморох: Уважаемая публика! Сейчас спектакль вам будет дан! Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе!

2.Скоморох: Лесков? Его же в школе проходят. Он жил (вспоминает) с 1831 по 1895 годы. Впервые «Блоху» поставил в 1924 году на сцене МХАТа знаменитый режиссёр Алексей Дикий.

1 скоморох: А сегодня вы посмотрите инсценировку отрывков сказа Николая Семёновича Лескова «Левша» в исполнении наших учеников.

Сцена 1.

(Барабанная дробь. Скоморохи сдвигают щиты балагана, на щи тах изображение часов Биг Бен и надпись "Лондон ". Стремительно входит Император Александр Павлович. На его одежде - ярлыки "Маде ин заграница ". Останавли вается, всматривается в зал из- под руки. За ним - донской казак Платов: бурка, сабля, усы, фляж ка на поясе с надписью "Водка ".)

ПЛАТОВ: Поедем домой, го сударь!

ИМПЕРАТОР: Я еще не всю Европу посмотрел!

ПЛАТОВ: Поедем, Александр Павлович, домой. Очень уж вы иностранным всем интересуе тесь. А ведь им, иностранцам-то, что надо-то...

ИМПЕРАТОР: Что?

ПЛАТОВ: Показать над нами во всех вещах преимущество. А у нас дома-то (мечтательно) свое не хуже есть.

ИМПЕРАТОР: Донской казак Платов! Сейчас мы с тобой едем их (показывает на Биг Бен) ору жейную кунсткамеру смотреть. Там, говорят, такие природы со вершенства, что как посмотришь, то уж больше не будешь со мною спорить. Увидишь сам - мы, рус ские, со своим значением никуда не годимся. В кунсткамеру! (Стремительно уходит.)

ПЛАТОВ: Ну уж тут - шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Я своих людей не вы дам. (Уходит вслед за Императо ром.)

Сцена 2.

(Входят Император и Платов.)

ИМПЕРАТОР: Это же настоящее чудо! Такого огромного зда ния я никогда не видел: коридоры до бесконечности, а в самом главном зале посреди под балда хином стоит Аболон Полведер ский! Как это возможно - отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?

ПЛАТОВ: Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-мо лодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

ИМПЕРАТОР: Это безрассу док!

ПЛАТОВ: Не знаю, к чему от нести, но спорить не смею и дол жен молчать.

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН

(выходя на сцену с картонным пис толетом): Н ow do you do ? Эта пи столя неизвестного, неподражае мого мастерства!

ИМПЕРАТОР (рассматривая пистолет): Ах! Как это даже мож но так тонко сделать!

ПЛАТОВ: Взахался-то как!

(Платов достает из кармана от вертку, подходит к пистоли и начинает ее разбирать.)

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН:

Н ow do you do ? ? Это не отворяется!

ПЛАТОВ (вынимая деталь из пистоли): А вот гляньте-ка, какая надпись тут сделана?

ИМПЕРАТОР (склонясь над деталью, читает по слогам): "Иван Москвин во граде Туле"...

ПЛАТОВ: Вот так-то!

(Англичане, ругаясь по-английски, уносят свою пистолю. Император бежит вслед за ними, пытаясь удержать.)

ИМПЕРАТОР : Зачем ты их, Платов, очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поеду-ка я на бал. (Уходит.)

ПЛАТОВ (достает фляжку): Как я энтих англичан сконфузил! Тульского мастера на точку вида поставил! Вот только через что это государь огорчился? Совсем того не понимаю. (Пьет и уходит.)

(Из-за щитов балагана выглядыва ет балаганный Дед.)

1. Скоморох: А англичане же в это са мое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли.

(Входят Император и Платов.)

ИМПЕРАТОР: Платов! Пусть сейчас заложат двухсестную ка рету. Поедем в новые кунсткаме ры смотреть.

ПЛАТОВ: Осмелюсь доло жить, ваше величество, не до вольно ли чужеземные продукты смотреть, не лучше ли к себе в Россию собираться...

Сцена 3.

(Звучит "Блоха"М. П. Мусоргско го. Англичане , твердя " Н ow do you do? вносят пустой поднос и с по клоном подают государю.)

ИМПЕРАТОР: Что это такое значит?

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН:

Это вашему величеству наше по корное поднесение.

ИМПЕРАТОР: Что же это?

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН: А во т, изволите видеть сориночку?

ИМПЕРАТОР: Точно. Со ринка.

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН: Извольте пальчик послюнить и ее на ладошку взять.

ИМПЕРАТОР: На что же мне эта соринка?

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: А это не соринка, а нимфозория.

ИМПЕРАТОР: Живая она?

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: Никак нет, не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середи не в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она сейчас начнет дансе танцевать.

ИМПЕРАТОР: А где же клю чик?

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН: Здесь и ключ перед вашими оча ми.

ИМПЕРАТОР: Отчего же я его не вижу?

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: А вот вам мелкоскоп, в него увидите.

ИМПЕРАТОР (глядя в кар тонный микроскоп): Блоха! Клю чик!

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН: Извольте взять ее на ладошечк у-у нее в пузичке заводная дырка, а ключик семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе...

ИМПЕРАТОР: Ой, усиками водит, ножками перебирает, кад риль танцует... Платов! Дай анг личанам миллион.

ПЛАТОВ: А пусть сначала футляр к этой блохе дадут, а то ведь затеряются и блоха, и клю чик.

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: Пожалуйста, за отдельную плату.

ПЛАТОВ: Как так? Для чего такое мошенничество!

ИМПЕРАТОР: Оставь, пожа луста, это не твое дело - не порть мне политики. У них свой обычай. Выплати! (Англичанам.) Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут. (Берет с подноса соринку, укладывает ее в табакер ку.) Платов! У меня от тебя и от военных дел сделалась меланхо лия. Я еду в Таганрог на духовную исповедь к попу Федоту. А ты мне больше не нужен. (Уходит.)

(Платов отбирает у Англичан мелкоскоп.)

ПЛАТОВ: Мелкоскоп был ваш, стал наш, он к блохе принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли.

(Англичане и Платов уходят в раз ные стороны. Из-за щитов выбега ет балаганный Дед.)

1 Скоморох: Император Александр Павлович побывал в Таганроге, там и скончался. Блоха аглицкая досталась в наследство новому государю - Николаю Павловичу.

Сцена 4.

(Барабанная дробь. Щиты сдви гаются. На них написано "Пе тербург "и нарисован шпиль Пет ропавловской крепости. Входит император Николай Павлович. Скоморохи с поклоном подаёт ему коробку с блохой.)

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Что это еще за пустяковина и к чему она тут у моего брата в таком сохране нии?

ПЛАТОВ (увешанный орденами): Я знаю!

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Кто ты, мужественный старик?

ПЛАТОВ: Осмелюсь доло жить, ваше величество, я - Мат вей Иванович Платов, атаман донских казаков, генерал от кава лерии, в войне двенадцатого года славу получил, императора Алек сандра Павловича в Лондон со провождал!

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Что в этой коробке, знаешь?

ПЛАТОВ: Как не знать. Ним фозория тута. При ней есть ключик, а у меня есть и мелкоскоп, в который все это можно увидеть. И сим ключиком через пузичко эту нимфозорию можно завести, и она будет скакать в каком угод но пространстве и в стороны ве рояции делать. (Заводит.)

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Прыгает!

ПЛАТОВ: Точно, работа тон кая. Но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует. А надоть в Тулу ее сво зить да узнать, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не пред возвышались.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Вот я тебе это дело и поручаю, старик. Мне эта коробочка все равно теперь при моих хлопотах не нужна, поезжай на тихий Дон, узнай, преданы ли мне твои донцы-казаки. А когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским ма стерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Я верю, что мои мастера не хуже иноземных. (Уходят.)

Сцена 5.

(Барабанная дробь. Скоморохи сдви гают щиты, на которых написано "Тула " и нарисованы самовар, пря ники да ружье. Выходят два туль ских Оружейника и Левша в рабочих фартуках, с кувалдами и молотка ми в руках. С ними Платов.)

ПЛАТОВ: Как нам теперь быть, православные?

ПЕРВЫЙ ОРУЖЕЙНИК: Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем, а как нам быть, того мы в одну минуту сказать не можем. Потому что аглиц кая нация тоже не глупая, а до вольно даже хитрая.

ВТОРОЙ ОРУЖЕЙНИК: Против нее надо взяться поду мавши и с божьим благословени ем. А ты поезжай на Дон, зажив ляй свои раны, которые принял за отечество.

ЛЕВША: А будешь назад ехать, мы к той поре, Бог даст, что-нибудь придумаем.

ПЛАТОВ: Долго не возитесь. Я шибко езжу, двух недель не пройдет, как я с Дона в Петербург поворочу, - тогда мне чтоб не пременно было что государю по казать. (Отдает мастерам короб ку, все уходят.)

Сцена 6.

(Скоморох и Дед сдвигают щиты, на которых написано "Домик Левши " и выре зано окошко. Входят Оружейники. Они несут коробку с блохой. Зву соргского.)

ЛЕВША: Двери запрем, став ни в окнах закроем.

ПЕРВЫЙ ОРУЖЕЙНИК: Перед Николиным образом лам падку затеплим.

ВТОРОЙ ОРУЖЕЙНИК: И за работу!

(Оружейники уходят за щиты. Слышно тюканье молоточков о наковальню. Скоморохи пытают ся заглянуть в окно.)

1 Скоморох: Третий день си дят, никуда не выходят, все моло точками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют - ничего неизвестно.

(Вбегает Платов, в руке нагайка, вытирает пот со лба.)

2 СКОМОРОХ: С приездом, ва ше высокоблагородие! Быстро вы управились на Дону-то.

ПЛАТОВ: Спешил сильно. Что я удумал-то: посадил по обе стороны ямщика на козлах двух свистовых казаков с нагайками. Они ямщика и поливали без ми лосердия, чтобы быстро скакал. А если какой казак задремлет, так я его сам ногою ткну и еще злее по несутся. Тулу-то чуть было не проехали, пролетели сначала сто скачков дальше. Вертаться при шлось. Где мастера-то?

2 СКОМОРОХ: Заперлись и стучат.

(Платов стучит в окно. Тишина. Стучит сильнее. Скоморохи тоже стучат.)

ПЛАТОВ: Да отворяйте же! А то крышу бревном сейчас стаски вать будем!

(Все столпились вокруг домика Левши, пытаются раздвинуть щи-

ты. Щиты раздвигаются. Все ва лятся с ног - и Платов, и Скомо рохи, и Барыня с Барином, и остальные "зрители". Все зажима ют носы, отворачиваются.)

ПЛАТОВ: Фу ты, шибает с ног.

(Из-за щитов выходят Оружейни ки, вытирают пот со лбов. У Лев ши в руках коробка.)

ПЛАТОВ: Что же вы, такие- сякие, делаете, да еще этакою спиралью ошибать смеете!

ЛЕВША: Все готово.

ПЛАТОВ: Подавай сюда.

(Левша подает Платову коробку, тот в нее заглядывает.)

ПЛАТОВ: Это что же такое? А где же ваша работа, которой вы хотели государя утешить?

ПЕРВЫЙ ОРУЖЕЙНИК: Тут и наша работа.

ПЛАТОВ: В чем же она себя заключает? Здесь одна аглицкая блоха как лежала, так и лежит. И ничего кроме нее нет... Я вам голову сниму! Что же вы, подлецы, ничего не сделали!

ВТОРОЙ ОРУЖЕЙНИК: На прасно так нас обижаете, - мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть. Извольте работу нашу государю отвезти - он увидит, каковы мы у него люди.

ПЛАТОВ: Я с вами так не рас стануся, один из вас со мною в Петербург поедет, и я его там до-пытаюся, какие есть ваши хитро сти. (Хватает Левшу за шиворот.) Ты у меня в ногах в коляске поедешь до самого Петербурга вроде энтого, как его? - пубеля! И за всех ответишь! (Уходят.)

Сцена 7.

(Барабанная дробь. Скоморохи сдвигают щиты с надписью "Пе тербург ".)

ПЛАТОВ (входит, прижимая к себе коробку): Вот хотя я никакого в свете неприятеля не пугался, а тут трушу. Пойду-ка я к государю без шкатулки, вдруг да не спро сит. А Левшу я велю в крепостной каземат без сроку спрятать. Мо жет, не вспомнит государь. (Пря чет за щит коробку.)

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: А, это ты, мужественный старик? А что же, мои тульские мастера против аглицкой нимфозории себя оп равдали?

ПЛАТОВ: Никак нет, госу дарь.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ (обра щаясь к "зрителям"): Не может быть, мои меня не могут обманы вать.

( Платов достает коробку и подает Николаю Павло вичу. Тот ее открывает.)

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Что за лихо! Блоха лежит, какая прежде была. Дай-ка я ее заведу ключиком. Так! Ещё разок! Что такое? Не танцует, не прыгает...

ПЛАТОВ: Ах они, шельмы со баческие! Теперь понимаю, зачем, они ничего мне так сказать не хо тели. Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил. Эй, как вас там, приведите Левшу!

(Скоморохи тащат за шиворот Левшу. Платов начинает его тре пать.)

ЛЕВША: У меня и так все во лосья при учебе выдраны, а не знаю теперь, за какую надобность надо мною такое повторение?

ПЛАТОВ: А за то, что вы ред костную вещь испортили!

ЛЕВША: Мы ничего не испортили. Вы в самый сильный мелкоскоп посмотрите.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Я знал, что мои русские люди меня не обманут.

(Скоморохи подают мелкоскоп - тот же самый, но с надписью "силь ный ". Государь в него смотрит.)

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Блоха как блоха, ничего другого не вижу.

ЛЕВША: Надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, ко торой она ступать должна.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Поми луй, это уже очень сильно мелко!

ЛЕВША: А что же делать, если только так можно нашу работу за метить: тогда все и удивление окажется.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Вижу, вижу! Дорогой ты мой! (Кидается целовать Левшу.) Я лучше всех знал, что мои русские меня не об манут. Глядите все, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую бло ху на подковы подковали!

(Все - Скоморохи, Платов, даже "зрители " - столпились над мел коскопом и восторгаются.)

ЛЕВША: Это еще не все уди вительное.

(Все удивленно смотрят на Левшу.)

ЛЕВША: Если бы был лучше мелкоскоп, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковке выставлено имя мастера, какой ту подковку делал.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: И твое тут имя есть?

ЛЕВША: Никак нет, моего од ного и нет.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Поче му же?

ЛЕВША: А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Где же ваш мелкоскоп, с которым вы ра ботали?

ЛЕВША: Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристре лявши.

ПЛАТОВ: Прости меня, бра тец, что я тебя за волосья отодрал.

ЛЕВША: Бог простит, - это нам не впервые такой снег на голову.

НОВЫЙ ГОСУДАРЬ: Пове леваю: Левша повезет блоху анг личанам в подарок, чтобы там по няли, что нам это не удивитель но. Да умойте его и приоденьте. (Уходят.)

    Скоморох (выходит из-за щитов): Обмыли Левшу во всенародных банях, напоили на дорогу чаем, ременным поясом, что бы кишки не тряслись, и повезли в Лондон.

Сцена 8.

(Барабанная дробь. Скоморохи щи ты сдвигают: "Лондон ".)

1. Скоморох : В Лондоне нимфозорию кому надо сдали. Англичане ее рассмотрели в самый сильный мелкоскоп и сейчас в публицейские ведомости описание, чтобы завтра же на всеобщее известие клеветон вышел.

(Выходят Англичане с газетами в руках.)

АНГЛИЧАНЕ (хором): Клеве тон, клеветон!

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН:

Самого мастера мы сейчас хотим видеть.

ЛЕВША (входя) Тут я.

АНГЛИЧАНЕ (хлопают Лев шу по плечу, жмут руку): Камрад! Камрад! Хороший мастер! Выпьем за твое благополучие! (По дают ему чарку.)

ЛЕВША (крестится левой ру кой, пьет): За ваше здоровье.

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: А зачем же ты левой рукой крес тишься?

ЛЕВША: А я левша, всё левой рукой делаю.

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН: Где же ты учился и до каких пор арифметику знаешь?

ЛЕВША: Не знаю я арифметики.

ПЕРВЫЙ АНГ ЛИЧАНИН: Это удивительно!

ЛЕВША: У нас это так повсеместно.

ВТОРОЙ АНГ ЛИЧАНИН: Это жалко, лучше бы, если б вы из ариф метики хоть четы ре правила знали. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть, а вот хоть вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую акку ратную точность рассчитана и ее подковок нести не может. Поэтому теперь она не прыгает и дансе не танцует.

ЛЕВША: Да, ко нечно, мы в науках не сошлись, только отечеству преданы.

ПЕРВЫЙ АНГ ЛИЧАНИН: Оста вайтесь у нас, мы вам большую обра зованность переда дим, из вас удивительный мастер выйдет.

ЛЕВША: Не, у меня дома роди тели.

ВТОРОЙ АНГ ЛИЧАНИН: А мы деньги будем высы лать вашим родите лям. И семью здесь свою заведете, за кон наш примете, женим вас.

ЛЕВША: Не, я вашу веру не приму. Наша вера самая пра вильная.

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН:

Ну вы у нас хоть немного погос тите, мы вас на своем корабле в Петербург после доставим. Хотите наши заводы и фабрики осмот реть? А вот познакомьтесь с на шим новейшим оружием.

(Англичане разворачивают черте жи, вносят какие-то ружья, пистолеты, складывают перед.Лев шой. Тот их рассматривает.)

ВТОРОЙ АНГЛИЧАНИН:

Убедились вы в пользе таблицы умножения?

ЛЕВША: Да, конечно. Эти ру жья не в пример нашим превосход нейши. И особенно мне понрави лось, что всякий работник у вас постоянно в сытости, обут в тол стые штиблеты, одет не в обрывках.

ПЕРВЫЙ АНГЛИЧАНИН: Да разве может быть иначе?

ЛЕВША: Может. Покорно благодарствуйте на всем угоще нии, и я всем у вас очень доволен и все, что мне нужно было видеть, уже увидел, а теперь я скорее домой хочу. Вы меня одели, обули, денег дали, часы золотые подарили, благодарствуйте.

АНГЛИЧАНЕ (хорам): Ну что ж, прощай, камрад. (Уходят.)

Сцена 9.

(Барабанная дробь. Скоморохи раз двигают щиты с надписью "Петер бург ". На сцене лежит Левша. Зву чит фрагмент "Блохи " М. П. Му соргского. "Зрители" ахают.)

<» СКОМОРОХИ

(бросаясь к нему): Что с тобой, Левша?

ЛЕВША: Помираю...

2 СКОМОРОХ: Да кто ж тебя так?

ЛЕВША: На корабле плыл я...

Дед: Простыл, что ли, на корабле, да и водкой от не го разит. Надо в больницу его. (Убегает.)

ЛЕВША: Мне бы два слова го сударю сказать...

(1 скоморох входит в белом хала те и склоняется над Левшой.)

1 скоморох: Помер, стра далец.

2 СКОМОРОХ: Надо бы госу дарю передать слова Левши про ружья.

1 СКОМОРОХ: Да кто ж меня к нему пустит, скажут: "Знай свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть".

(Скоморохи медленно сдвигают щи ты, за которыми остался Левша. Из-за щитов выходит 1 СКОМОРОХ.)

1 СКОМОРОХ: Государю так и не сказа ли, чистка кирпичом все продол жалась аж до самой Крымской кампании. Как стали ружья заря жать, а пули в них болтаются, по тому что стволы кирпичом расчи щены. А доведи вельможи слова Левши до государя - в Крыму на войне с неприятелем совсем дру гой бы оборот был. Теперь все это уже "дела давно минувших дней".

(Все уходят. На сцене - один скоморох .)

2 Скоморох: Дважды два получилось пять, подкованная блоха не пляшет... Хорош Левша у Лескова или плох? Смеется Лесков над ним или восхищается? Правда это все или вымысел? Англичане дураки или умные? Восславить русский народ хотел Лесков или обидеть? Вот загадка так загадка!

(Звучит "Блоха " М. П. Мусоргско го, поет Шаляпин.)

ЛЕВША (из последних сил): Ска жите государю, что у англичан ру жья кирпичом не чистят: пусть что бы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, они стрелять не годятся.

Используемая литература и звукозаписи:

    Лесков Н.С. Повести. Рассказы; изд. М; Олимп; АСТ, 1999 (Школа классики) издание включает комментарии и методические рекомендации «В помощь учителю и ученику».

    Мраморнов О. статья Как сказ сказывался. В мире книг. № 2 -1981

    звукозапись: (сл.. В.Гёте, пер. А,Стуговщикова) "Блоха " М. П. Мусоргско го, поет Шаляпин.)

Площадка оформлена разноцветными шарами, смешными рожицами и другой весёлой атрибутикой, которая может иметься у организаторов программы. Стулья, на которых сидят дети, расставлены по периметру зала. Под песню из м/ф «По следам бременских музыкантов» выходят Фантики (Бантики), исполняют несложный танец в линейку. Финальные слова песни «Ну-ка, все вместе, уши развесьте, лучше по-хорошему хлопайте в ладоши вы». Фантики начинают хлопать в ладоши, призывая этим хлопать зрителей. С левой и с правой стороны от фантиков отходят ведущие программы - Левая и Правая ладошки. Они, обходя детей, здороваются с ними хлопком ладошка о ладошку. Встретившись друг с другом в центре зала, они также здороваются друг с другом ладошка о ладошку.

Правая ладошка. Привет, ладошка левая.

Левая ладошка. Привет, ладошка правая.

Правая ладошка . Я самая здесь важная.

Левая ладошка. А я самая нужная.

Правая ладошка. Кто тебе сказал, что ты самая нужная?

Левая ладошка. Как кто? Мой личный опыт. Спросим у ребят.

Правая ладошка. Спросим. Ребята, поднимите руку, кто сжимает при еде правой ладошкой ложку.

Левая ладошка. Да, но хлеб в это время они держат в левой ладошке.

Правая ладошка. А кто держит в правой руке молоток, когда забивает гвоздь?

Левая ладошка. Да, но гвоздь он держит в левой руке.

Вместе. Не будем спорить.

Левая ладошка. Сложите руки перед грудью, вот так (показывает – скрещивает на груди).

Правая ладошка. У кого правая ладошка легла на левую руку, тот правша.

Левая ладошка. Так уж и правша.

Правая ладошка. А сейчас сцепили в замок ладошки – вот так (показывает).

Левая ладошка. У кого большой палец левой руки оказался на большом пальце правой руки – тот левша.

Правая ладошка . Так уж и левша.

Вместе. Не будем спорить.

Хлопают друг друга по ладошкам.

Левая ладошка. Ребята, что сейчас можно сделать ладошками, не вставая с места?

Ответы детей.

Правая ладошка. Правильно, похлопать. Хлопаем дружнее.

Левая ладошка. А сейчас хлопаем вместе с нами под музыку.

Песенка-игра «Раз ладошка, два ладошка» (Муз. Е.Зарицкой, сл. И. Шевчука).

Я на сцену выхожу,
В зал от страха не гляжу.
Вам легко смотреть из зала,
Как на сцене я дрожу.
Ручка ходит не туда,
Ножка ходит не туда.
Наша тетя хореограф,
Говорит, что не беда.

Припев 2р. Раз ладошка, два ладошка,
Я пока что не звезда.

Вы похлопайте тогда!
Нотки скачут не туда,
Слов не помню иногда.
Наша тетя вокалистка,
Говорит, что не беда.
Если все во мне поет,
Песня будет, был бы рот.
Но а то, что я малышка,
Это с возрастом пройдет!

Припев 3р.
Раз ладошка, два ладошка,
Я пока что не звезда.
Если нравлюсь, хоть немножко,
Вы похлопайте тогда.
Раз ладошка, два ладошка,
Я пока что не звезда.
Если нравлюсь, хоть немножко,
Если нравлюсь, хоть немножко (речитатив),
Вы похлопайте тогда!

Правая ладошка. Хлопаете вы замечательно. И сейчас мальчики посылают хлопки дружбы нашим девочкам. И раз. (Хлопок)
Левая ладошка . А теперь девочки – ответный хлопок дружбы мальчикам.

Детская игра Хлопки дружбы.

Левая ладошка. Девочки хлопали громче.

Правая ладошка. Нет, мальчики.

Спорят.

Вместе. Не будем спорить.

Хлопают друг друга по ладошкам.

Правая ладошка. Вообще без ладошек нам нигде не обойтись.

Левая ладошка. Представьте, что вокруг вас летают комарики. Начинаем зудеть.

Показывают движения.

Правая ладошка. Кто нам поможет избавиться от них? Правильно, ладошки.

Левая ладошка. Хлопаем комариков.

Игра под музыку Хлопки комариков.

Правая ладошка. Да что там комарики, хлопком можно даже рыбку поймать.

Левая ладошка . Золотую?

Правая ладошка . Можно и золотую.

Левая ладошка . Не верю.

Правая ладошка. Тогда смотри, как мы с ребятами это сделаем (выдвигает левую руку перед собой, согнутую в локте): «Вот видите, ребята, это у меня речка, а правая ладошка – это рыбка, которая плавает в ней. Как только рыбка выныривает из речки, ваша задача хлопком её спугнуть или поймать.

Игра «Золотая рыбка».

Левая ладошка . Вот и не поймали рыбку – уплыла.

Правая ладошка . Потому что она была «понарошная». Правильно, ребята?

Левая ладошка. Нет, потому что вы не смогли.

Правая ладошка. Потому, что ребята добрые и оставили рыбку в покое.

Вместе. Не будем спорить.

Хлопают друг друга по ладошкам.

Левая ладошка. А вы знаете, что ладошки могут танцевать?

Правая ладошка. Ну, ну, ну, ну! Ну, если ножки, то ещё туда–сюда, но чтоб ладошки – это просто ерунда!

Левая ладошка. А вот и не ерунда, сейчас мы с ребятами станцуем. Ребята, за руки все дружно взялись, все проснулись, улыбнулись, встали с мест и потянулись и друг другу улыбнулись. Смотрим внимательно на нас и танцуем с нами.

Танец-игра «Ладошки».

Левая ладошка. О, что-то стало жарковато.

Правая ладошка. Давай устроим первый весенний дождь.

Левая ладошка. Давай. Ребята, покажите все левую ладошку.

Правая ладошка. Указательным пальцем правой руки хлопаем по левой ладошке. Теперь двумя, тремя, четырьмя, пятью, четырьмя, тремя, двумя, одним. Всё, дождик закончился.

Левая ладошка. И сразу стало на сердце веселее, нежнее, добрее.

Правая ладошка. Ребята, встали в общий круг, подняли ладошки на уровне плеч (показывают), соединили ладошки с ладошками рядом стоящих соседей. Почувствуйте тепло друг друга и передайте своё тепло рядом стоящим.

Левая ладошка. А теперь повторяйте всё вместе с нами.

Начинает звучать музыка. Ладошки читают стишок и выполняют несложные движения, ребята повторяют.

«У меня есть две ладошки,
Левой я поглажу кошку,
Правой вымою окошко,
Улыбнусь, притопну ножкой.
Раз ладошка, два ладошка,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Раз ладошка, два ладошка,
Топ-топ-топ-топ.
Дружные ладошки стали,
Их с тобою мы пожали.
Покружились все на месте,
И похлопали все вместе».
Проходит игра с ладошками

Начинает звучать припев песни «Ладошки».

Правая ладошка. Ребята, делимся по парам и играем друг с другом в ладошки.
Под музыку дети играют в «Ладошки».

Левая ладошка . Ребята, занимаем свои места.

Правая ладошка. Я думаю, ребята, что вы убедились в том, что каждая ладошка важна, нужна, необходима.

Левая ладошка. Свои ладошки надо любить, мыть перед едой, перед началом любого важного дела, после прихода с улицы, беречь их от разных порезов и травм.

Правая ладошка . Молодцы, ребята, браво.

Звучит песня «Ладошка» (муз. Е.Зарицкой, сл. И. Шевчука), под неё Фантики и Ладошки уходят с площадки.

Баляев Х., г. Йошкар-Ола

Post Views: 1 559

Тантамареска.

Звучит в записи шум улицы. Из-за кулис появляются распространители газет (в дальнейшем ассистенты) и анонсируют новости печати.

Второй распространитель. Все полярные медведи - левши!

Первый распространитель. Армстронг впервые ступил на Луну левой ногой!

Второй распространитель. На Земле более 500 миллионов левшей!

Первый распространитель. Житель Японии может развестись с женой, узнав что она левша!

Второй распространитель. Дискриминация! Во всех туалетах "сдергивалка" слева!

С незапамятных времен, когда человек только взял в руки орудие труда , мир разделился на левшей и правшей. И начались бесконечные споры - откуда это деление и кто все-таки лучше? Предмет спора актуален и сегодня. Ученые так и не могут разобраться в этой проблеме до конца. Все спорят и спорят... Мы же решили время даром не терять и объединиться в общество леворуких. Все желающие уже в зале. Осталось дело за малым: выбрать президента нашего общества, работающего под девизом: "Леворукие всех стран , объединяйтесь!"

Фанфары.

Для начала познакомимся с помощью небольшого теста. Попрошу всех похлопать в ладоши. Очень хорошо! А сейчас вспомните, какая рука у вас ложилась сверху. У кого левая? Поднимите руку вверх. Это люди , которые принадлежат к "чистому" типу леворуких. Впечатлительны, возбудимы, чувствительны, ответственны, общительны, но часто не уверены в себе. Шоферами и летчиками левшам лучше не быть -показатель аварий и катастроф по их вине слишком велик. Идеальная среда обитания - Южное полушарие земли , например, Австралия. У кого правая? Поднимите руки вверх. Вы - "чистые" праворукие. На Севере вас уже заждались. Спокойные люди, тяготеющие к точным наукам. Хотя в любую минуту вы можете передумать и принять решение о вступлении в нашу партию.

А кто хлопал двумя руками сразу? Вы, по определению французов, "графические левши, но бытовые правши". Ласково вас можно называть "рацематами" - одинаково владеющие обеими руками сразу. Вас ждет вилла на экваторе , здешний климат вам не подходит. Каждый из вас может смело вступать в борьбу за кресло президента общества. И мы объявляем о начале выборной гонки. В первом туре будут участвовать те, кто верно ответит на следующие вопросы: В каком году все кандидаты на президентских выборах в США были левшами? (1992 год: Билл Клинтон, Росс Пэрот, Джордж Буш.) Каким образом передвигается заблудившийся в лесу человек? (Слева направо.)

Правильно ответившие приглашаются на игровую площадку.

Давайте познакомимся. Для начала хотелось бы убедиться , что наши кандидаты в президенты общества действительно леворукие, а заодно и левоногие: ведь руководитель должен быть исключительной личностью. Попробуйте постоять на левой ноге, взяв правую ногу в правую руку.

Посмотрите, наши игроки - неординарные личности: у каждого свой подход к такому простому заданию. А теперь проявите свою ловкость в предвыборной борьбе: необходимо, не отпуская правую ногу , добраться до другого конца площадки и принести в левой руке воздушные шары.

Ассистенты выносят по связке воздушных шаров. Конкурсанты "допрыгивают" до них и возвращаются обратно. Проигравший получает утешительный приз, занимает свое место в зале, а победитель продолжает борьбу.

Итак, мы выяснили, что президент нашего общества "Леворукие всех стран, объединяйтесь" должен быть очень ловким. Продолжаем отбор претендентов на это высокое звание.

Пару - тройку веков назад существовала теория, что женщина должна быть обязательно праворукой. Зачем? (Чтобы держать младенца у груди: у самого сердца.)

И вновь на ринге два бойца. Лидер нашего движения должен обладать не только веселым характером, но и обаянием. Тем более, что каждый человек имеет право налево. Мы вам предлагаем сходить именно туда и принести доказательства того , что вы там были. Претенденты на лидерство в нашей партии спустятся в зал и попробуют собрать... нет, не подписи, а поцелуи. От их количества зависит судьба руководства нашим обществом "леворуких".

Под веселое музыкальное сопровождение участники конкурса собирают в зале поцелуи: мужчины - с женщин, женщины - с мужчин. Сопровождаемые ассистентами, они дарят сидящему слева от поцеловавшего воздушный шар: красный для поддержавших одного участника игры , и зеленый - для поддержавших другого. По количеству шаров одного цвета определяется победитель, который участвует в дальнейшей борьбе. Проигравший получает утешительный приз.

Вновь выбираем соперника победителю. И следующий вопрос: Как в Библии трактуются слова "правый" и "левый"? (Правый - все хорошее, левый - все плохое.) И вновь у нас два претендента на пост президента общества леворуких. Сейчас им предстоит выяснить между собой отношения, опираясь на поддержку избирателей. Приглашаем на сцену тех , кто держит в руках воздушные шары.

Под звуки музыки на сцену поднимаются игроки из зала.

Английские психологи установили: левое полушарие головного мозга отвечает за логическую деятельность человека. Но сейчас вам это не пригодится, ваша задача будет другая: организовать своих приверженцев вокруг себя. Возьмитесь левыми руками, а правые протяните своей команде. По сигналу вам необходимо начать перетягивать соперника и его команду на свою сторону, используя просто физическую силу , а не силу аргументов.

Подводятся итоги конкурса.

Победитель предыдущего конкурса в состоянии сплотить вокруг себя людские массы, что немаловажно при руководящей должности. А вот каким будет его соперник, мы сейчас узнаем.

Какой из предметов обихода левшам хотелось бы поменять больше всего? (Ножницы.) И вновь у нас два претендента в лидеры общества леворуких, и мы продолжаем наши многоэтапные выборы. Любое общественное движение имеет свою материальную базу. А самый "главный " в этом движении "болеет" за достаток своего детища , да и за свой тоже. Тем более, что у всех есть "левые доходы", которые нигде не "светятся". Нашим конкурсантам мы предлагаем "засветить" механизм одного доходного дела - брать деньги в долг. Но занять вы можете только у левой половины зала. Хотя, если перейти на другой конец зала, то правые тут же станут левыми. У кого окажется больше по сумме, тот и победитель.

Под музыкальное сопровождение происходит сбор финансовых средств , по сумме, подсчитанной ассистентами, определяется победитель.

И наконец, завершающий тур нашей выборной гонки и последний вопрос: передается или нет леворукость по наследству? (Да.)

Конкурсант поднимается на игровую площадку.

Многие левши умеют писать как левой, так и правой рукой. Уважаемые друзья , так как вы претендуете на звание президента общества леворуких, народ должен знать образец вашего автографа.

Ассистенты выносят два планшета. Вручают участникам конкурса по два маркера.

Необходимо одновременно двумя руками расписаться на планшетах.

Чьи росписи будут понятнее и приличнее, тот и становится президентом нашего общества.

Проведение конкурса. Подведение итогов.

Вот и свершилось. И сейчас наш победитель становится не только лидером партии, но и получает самый главный приз наших выборов.

Ассистенты выносят из-за кулис тантамареску на ней изображен очень толстенький начальник в шикарном кресле. Естественно , там, где должно быть лицо, - круглое отверстие. Победитель получает моментальное фото под фанфары и аплодисменты присутствующих в зале.

Итак, первое организационное собрание партии, работающей под девизом "Леворукие всех стран, объединяйтесь!" завершилось. Так плохо ли быть леворуким или хорошо? Ни то, ни другое , то есть настолько же плохо и настолько же хорошо, как и быть правшой. Так что, дерзайте, учитесь владеть в полную меру обеими руками. Когда-нибудь вам это пригодится!