УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ « Ключевская средняя общеобразовательная

школа им. »

«____» ____________ 2012 год

по духовно- нравственному воспитанию учащихся

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Твой школьный вид. Организация своего рабочего места Первый раз в первый класс Вежлив ли я? Что такое хорошо и что такое плохо? В школьной библиотеке . В гости к медсестре. С любовью к родной школе.

(воспитание любви к животным)

В мире животных Лес – наш друг. Лес и его обитатели. Игра - путешествие. В зоопарке. Собака - друг человека! Мы из Красной книги России В гостях у жителей «Подводного царства» Животные - герои сказок и рассказов. Домашние питомцы. Экскурсия в Шадринский краеведческий музей.

Беседа «Старших уважай - малышей не обижай» Собрание с родителями «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня». Утренник «Будь вежливым и добрым» Внеклассное мероприятие «Все люди труда - друзья и братья» Беседа «Опасная парочка» (о хвастовстве и зависти) О дружбе и взаимопонимании между девочками и мальчиками Семейный праздник «Праздник бабушек и мам» Посещение городского музея Классный час «Поклонимся Великим тем годам…»

1. Славные символы России

2. Москва - столица России

3. Прошлое моей Родины

4. Путешествие по России

5. Растительный и животный мир моей страны

6. Моя Малая Родина - Шадринский район.

8. Страна, открывшая путь в космос

9. Великая война - Великая Победа

1. Сыны Земли Шадринской (о,)

2. Инсценирование сказок «Чем учат народные сказки?»

3. Исследовательская работа «История моего села»

4. Знаменитые люди района, области.

5. Святочные гадания «Раз в Крещенский вечерок…»

6. Моя родословная

7. Беседа о народных промыслах «О чем рассказали игрушки?»

8. Экскурсия в краеведческий музей

9. «Праздник со слезами на глазах»

1. Беседа «Вежливый пешеход - вежливый водитель»

2. Правила и нормы поведения в обществе

3. Этикет - составная часть общественного порядка и порядочного человека

4. Школьный этикет. Правила поведения в школе.

7. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

8. Встречай гостей приветливо

9. Культура и безопасность отдыха

1. Человек - есть существо мыслящее.

2. Что есть счастье?

3. Что есть труд?

4. Что есть совесть?

5. Что есть свобода?

6. Что есть судьба?

7. Что есть деньги?

8. Что есть «Я»?

9. Что есть моя жизнь?

1. Что есть человек?

2. Жизненное кредо достойного человека

3. Молодежные субкультуры

4. Классный час «Похититель рассудка» (алкоголизм, наркомания)

5. Игровая программа «Давайте поговорим о нас…»

6. Что есть любовь?

7. Я и закон.

8. «Золотое правило нравственности»

9. Литературно - художественный вечер «Не забудет никто, никогда….»

1. Профориентационное занятие «Мир профессий»

2. Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»

3. Тестирование в центре занятости «Мой темперамент и выбор профессии»

4. Отрасли народного хозяйства и их основные профессии

5. Экскурсии в ПТУ, СУЗы, ВУЗы

6.Профессии наших родителей

7.Психолого - педагогически особенности, обуславливающие выбор профессий.

8. Беседа с приглашением выпускников «Как достичь успеха в профессии?»

9. Куда пойти учиться?

1. Беседа «Цвета осени»

2. Этикет красоты

3. Гардероб мужчины и гардероб женщины

4. Красота человеческого тела

5. Красота вокруг нас

6. Любовь - это согласие ума, души и тела.

7. Немного обо всем. Классный час с приглашением косметолога , врача, парикмахера, модельера.

8. Беседа «Будьте счастливы и человечны».

9. «Музы вели в бой». Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны.

1. «Я имею право на …»- разговор на заданную тему

2. «Моя будущая профессия. Какой я её вижу?» Экскурсия в центр занятости.

3. Тематическая бизнес викторина «Профессия и современность»

В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Классные часы по данному направлению стараются проводить на всех ступенях обучения. Во многих школах функционируют и патриотические клубы, которые работают по специальным программам.

Какие классные часы по духовно-нравственному воспитанию можно провести для школьников? Предлагаем несколько примеров таких занятий для учеников разных классов. Остановимся на тех аспектах, которые должен затрагивать в своей работе наставник.

Разработка методических материалов для проведения классных часов начинается с определения целевой аудитории, так как в разных возрастных группах сделать занятия эффективными помогают разные методы. Следующим этапом становится отбор материала и разработка плана занятия. Идеи для осуществления этих действий вы найдете в статье.

Работа со старшеклассниками

В подростковом возрасте особое значение приобретают беседы, диспуты, в рамках которых ребята могут продемонстрировать сверстникам свои творческие и интеллектуальные способности.

Какие классные часы по духовно-нравственному воспитанию можно провести? Предлагаем пример занятия «Как вести себя в мире людей».

Его целью является нравственное воспитание ребят подросткового возраста. В какой форме лучше провести классный час? в 9 классе предполагает общение в виде творческой мастерской. Участниками ее станут и сами школьники, и классный руководитель.

Ход занятия

Как должно осуществляться духовно-нравственное воспитание? Классный час начинает педагог. Он отмечает, что в наши дни многие представители молодого поколения не имеют представления о правилах поведения в обществе. Что именно важно знать? Зачем людям нужны хорошие манеры? Эти вопросы классный руководитель адресует своим воспитанникам, затем систематизирует и обобщает высказывания ребят.

Педагог отмечает, что нужно знать и использовать правила этикета для того, чтобы уметь общаться, налаживать взаимоотношения с партнером либо собеседником, не наносить другим людям вреда и беспокойства. Тот человек, который обладает определенными манерами, оставляет о своем воспитании у окружающих людей приятное впечатление, считается воспитанным и цивилизованным собеседником.

Педагог отмечает, что существуют определенные правила, которые используются в разных вариантах общения: служебном, гражданском, общественном, бытовом, семейном.

Те правила, которые включают в кодекс, не являются новыми, они просты и понятны по смыслу и содержанию.

Как с ними соприкасается духовно-нравственное воспитание? Классный час, пример которого предлагается в данном материале, является отличным способом формирования в подрастающем поколении азов взаимоотношений между людьми.

Элементы этикета общения

Какие именно правила можно включить в классные часы на тему духовно-нравственного воспитания? Педагог отмечает, что важно так вести себя во взаимоотношениях с другими людьми, как хотелось бы, чтобы они вели себя с тобой. К примеру, улыбнувшись собеседнику, можно рассчитывать на ответную доброжелательную реакцию с его стороны.

Есть несколько правил, которыми должен владеть любой цивилизованный человек:

    в присутствии дамы мужчина без приглашения с ее стороны не должен сидеть;

    нельзя начинать разговор с женщиной, пока она не даст понять, что узнала мужчину;

    в общественных местах недопустимо обращаться к женщине по фамилии;

    за столом запрещены разговоры о неприятных вещах;

    ни у кого нет права на принижение представителей какой-либо национальности;

    воспитанный мужчина сначала пропускает в помещение свою спутницу, лишь потом заходит сам

    Вопросы и ответы

    Как осуществлять в доступной форме духовно-нравственное воспитание? Классный час для подростков желательно выстраивать в форме вопросов и ответов. Сначала педагог выясняет, как нужно правильно здороваться. В рамках беседы, выявляются некоторые правила приветствия. Педагог отмечает, что здороваться необходимо в любых ситуациях, даже если отношения с человеком далеки от идеала. Безусловно, младшее поколение должно приветствовать старших по возрасту людей, мужчина здоровается с дамой. А вот рукопожатие — это вовсе не обязательный элемент этикета. Его можно использовать для приветствия только тех людей, с которыми хорошо знакомы.

    Во время рукопожатия необходимо смотреть в глаза собеседнику. Ладонь должна быть слегка сжата, чтобы не доставить неприятных ощущений другому человеку.

    Искусство общения

    Отдельное внимание педагог в рамках беседы о нравственном воспитании уделяет комплиментам. Что они собой представляют? В каких ситуациях они уместны? Эти вопросы особенно интересны для подростков, поэтому обязательно должны быть рассмотрены в рамках классного занятия.

    Не все могут естественно говорить приятные и красивые слова собеседнику. Если комплимент сделан неумело, он может обидеть человека, потому что будет воспринят не как добрые слова, а как усмешка, неискренняя лесть. Обучение искусству говорить комплименты подрастающего поколения — это тоже духовно-нравственное воспитание. Классный час можно отдельно посвятить именно этому вопросу, чтобы у ребят сформировалось правильное представление о том, что комплименты одинаково хороши как для мужчин, так и для женщин.

    О чем нужно знать

    Безусловно, женщина с удовольствием выслушает в свой адрес добрые слова, но и мужчины нуждаются во внимании. Как правильно сделать комплимент представителю сильной половины человечества? Если для женщины важны слова о ее внешней красоте, хозяйственности, то мужчина хочет, чтобы были отмечены его мужественность, умственные способности.

    Для того чтобы завоевать дружбу, расположить к себе мужчину, важно отмечать именно эти качества. Желательно говорить комплименты не по необходимости, а именно тогда, когда появилось внутреннее желание отметить положительные качества своего собеседника. В такие моменты найдутся самые удачные слова.

    Правила общения с другими людьми

    Как выстроить духовно-нравственное воспитание? можно построить на основе тренинга, в рамках которого школьники получат не только теоретические, но и практические навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми.

    К примеру, в рамках организуемого занятия, вместе со своими воспитанниками классный руководитель выявляет основные правила успешного общения. Для того чтобы работа была интересной и полезной, можно включать в ход мероприятия определенные тренинги и ролевые игры. К примеру, для того чтобы вести речь о доверии, ребятам предлагается следующее упражнение. Все становятся в одни круг, выбирается «смелый» ученик. Он располагается в центре круга, закрывает глаза. Педагог предлагает ему отклониться назад, не опасаясь, что тот упадет на пол. В зависимости от того, насколько у ребенка сформировано доверие к своим одноклассникам, они будут выполнять данное задание более или менее успешно. Затем учитель поясняет ребятам, что только в том случае, когда человек уверен в других людях, можно говорить о доверительном и конструктивном общении.

    Работа с детьми в среднем звене

    Предлагаем классный час «Духовно-нравственное воспитание». 7 класс по ФГОС предполагает не только формирование у школьников универсальных учебных навыков, но и привитие у подрастающего поколения желания к саморазвитию и самосовершенствованию. Как правильно организовать беседу с ребятами о таком сложном, но очень важном понятии нравственности? Безусловно, если планируется классный час «Духовно-нравственное воспитание» (6 класс или 7) в среднем звене, важно правильно подбирать теоретический материал, «разбавлять» его конкретными примерами.

    Классный руководитель обязан учитывать индивидуальные особенности данного возраста, в противном случае все его старания будут напрасными. К примеру, можно пригласить на классный час вымышленных персонажей, героев сказки, былины, литературного произведения. Они, разыграв для детей какое-то театральное представление, помогут педагогу настроить школьников на конструктивную беседу.

    Пример для занятия

    К примеру, речь может идти об умении не только слышать, но и слушать своего собеседника. В рамках такой беседы классный руководитель плавно переходит на понятие толерантности, поясняет детям, насколько важно терпеливо относиться к людям, имеющим другие исторические и культурные традиции и устои поведения.

    Для ребят 12-14 лет особое значение имеют конкретные примеры, поэтому педагог должен тщательно подходить к подбору материала. Безусловно, одним из важнейших факторов успешного формирования толерантного отношения у подрастающего поколении, является личный пример взрослых людей, окружающих ребенка: педагогов, родителей, бабушек и дедушек.

    Вовлечение в волонтерское движение

    Как составить классный час «Духовно-нравственное воспитание»? 5 класс, к примеру, это тот благодатный период, когда ребята с удовольствием вовлекаются в активную деятельность. Педагог, который работает с детьми этого возраста, может формировать в своих воспитанниках азы нравственности посредством вовлечения детей в активную волонтерскую работу. В качестве тех объектов, с которыми будут работать дети, могут выступать не только ветераны, бездомные животные, но и деревья и кустарники.

    К примеру, в рамках подготовительной работы, педагог вместе с учителем биологии рассказывает детям о значимости живого мира, о правилах посадки кустарников, особенностях ухода за ними. Далее вместе с классным руководителем, родителями маленькие волонтеры приступают к активным действиям.

    Если ребята сами посадят кустарники, будут осуществлять постоянный уход за своими «зелеными питомцами», в них будут формироваться такие нравственные качества, как ответственность, исполнительность, забота, сопереживание. Это станет отличной базой для формирования в подрастающем поколении уважительного и бережного отношения к живой природе.

    А как в начальной школе можно организовать и провести классный час «Духовно-нравственное воспитание»? 1 класс — это время, когда малыши только знакомятся с учебным заведением, познают те традиции, которые сформированы в школе. В это время они нуждаются в поддержке и помощи своих родителей. Именно поэтому в рамках занятий по нравственному воспитанию педагог может привлекать мам и пап своих подопечных, организуя совместные праздники и конкурсы.

    К примеру, можно организовать творческую мастерскую, работы в которой будут представлены не отдельными участниками, а целыми семьями. Подобная совместная деятельность способствует формированию отношений не только между сверстниками, но и внутри семьи между старшим и младшим поколениями.

    Информация для педагога

    В качестве эффективных средств, которые способствуют стимуляции нравственного развития личности школьников, можно рассматривать различные психологические тесты. Они вполне приемлемы для использования на старшей ступени обучения. Если классный руководитель предложит подобные тесты своим воспитанникам в непринужденной обстановке, он пробудит в них желание не только узнать себя, но и найти способы для самопознания, самосовершенствования.

    Подведем итоги

    В настоящее время вопросы, касающиеся нравственного воспитания подрастающего поколения, стоят особенно остро. В связи с теми событиями, которые происходят в политической и экономической жизни страны, во всем мире, особую актуальность получили вопросы, касающиеся нравственного воспитания подрастающего поколения.

    От того, насколько серьезно и ответственно классный руководитель подходит к данной работе, продумывает в планировании тематику и направленность классных часов, зависит конечный результат - воспитание положительных качеств в подрастающем поколении. Духовность и нравственность необходимы современному молодому человеку для успешной адаптации в социуме.

Школа и семья – это сферы, где ребенок получает основы нравственного воспитания и ценностные ориентации. Поэтому имеет большое значение взаимодействие родителей и учителей в системе воспитания. Школьная жизнь детей должна быть наполнена нравственным содержанием на уроках и во внеурочной деятельности.

Опираясь на духовные ценности, школа и родители должны решать задачи по нравственному воспитанию детей во время классного часа. Необходимо помочь каждому ребенку найти жизненный ориентир, чтобы он умел отличать зло от добра в современном мире.

Обязанность родителей – содействовать классному руководителю в деятельности по формированию гармоничной личности ребенка, как члена общества.

Определение понятий «нравственность» и «духовность»

Понятие «нравственность» в толковом словаре объясняется, как совокупность внутренних качеств человека, которыми он руководствуется в жизни, комплекс этических норм и правил поведения, определяемых этими качествами.

Это означает, что нравственный человек – тот, который в детства усвоил правила поведения в коллективе и постоянно следует им в общении с другими людьми. Например, есть высказывание: «Человек безупречной нравственности».

Понятие «духовность» более сложно. С одной стороны, духовный – относящийся к религии и церкви. Например, духовным чадом в православии называется человек, который руководствуется наставлениями духовника и всегда исповедуется. С другой стороны, духовность связана с внутренним миром каждого человека.

В качестве примера можно привести слова: «Духовно богатый человек». Духовность в этом понимании состоит из таких понятий:

  • интеллект,
  • чувства,
  • мысли.

Понятия «духовность» и «нравственность» взаимосвязаны. Вопрос нравственного воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились. В советское время духовно-нравственное воспитание было основано на идее равенства всех людей, живущих в государстве, которых называли «трудящимися».

Работа, труд на благо общества, а также достойное моральное поведение человека были идейными целями воспитания. В дореволюционной России идеологическая концепция православия была стержнем для духовного формирования личности человека, будь он богатый или простолюдин.

В настоящее время, когда церковь отделена от государства, а на государственном уровне еще не выработаны моральные ценности, вокруг которых возможно объединение общества, школа и семья в процессе воспитания детей руководствуются общечеловеческими ценностями, такими как:

  • творить добро,
  • избегать злых поступков,
  • быть благородным в своих действиях,
  • приходить на выручку,
  • оказывать помощь нуждающимся в ней,
  • быть дружелюбным и внимательным к людям.

Формирование нравственного поведения ребенка в семье

Нравственные нормы поведения – это, с одной стороны, запреты, которые ограничивают ребенка в действиях и поступках (например, не сотвори зло). С другой стороны – это правила этического поведения в обществе, которые формируют моральный облик детей (делать добро). К моменту поступления в школу ребенок на 50% развит, как личность.

Семья и отношения между ее членами закладывают основу нравственности ребенка. По длительности и силе воздействия на психику детей семья во много раз превосходит школьные классные часы по нравственному воспитанию. Правила поведения, нормы и ценности, приобретенные в семье, дети сохраняют на всю жизнь.

Совет родителям : важны не столько словесные наставления ребенку, сколько личный пример положительного поведения в повседневной жизни.

Главное, чтобы слова и поступки родителей имели одинаковую направленность в деле воспитания у детей доброго отношения к людям.

Чтобы дети с радостью выполняли все нормы морального поведения, а не воспринимали их только как запреты, мешающие свободной жизни, необходимо формировать у них нравственные потребности. Положительная моральная среда, добрые отношения между родителями и другими членами семьи способствуют возникновению у ребенка желания быть добрым, ласковым, спокойным.

Образцы поведения в своей семье дети переносят и на других людей: школьных друзей, учителей и других членов коллектива. Классный час в школе только закрепляет положительные моральные и этические установки, данные ребенку в семье.

Роль родителей и школы в воспитании

К основным элементам нравственных потребностей относятся:

  1. Чуткость, отзывчивость и участие, которые означают умение сопереживать людям и желание прийти на помощь.
  2. Этическая установка – никому не вредить, но стараться приносить только пользу.
  3. Активно делать добро и быть непримиримым к проявлениям зла.

Подготовка к классному часу по духовно-нравственному воспитанию

Родители должны осознавать свою ответственность за подготовку к классному часу по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе. Учителя воздействуют на сознание воспитанников при помощи убеждения. В школе для духовного просвещения детей используются книги, фильмы и презентации. Таким образом, формируются воля и чувства подрастающего поколения.

В процессе разъяснения и беседы педагоги обучают детей духовным ценностям и дают им нравственные ориентиры в жизни, обучают нормам и правилам поведения. В процессе общения с окружающими дети на практике закрепляют полученные знания. Конкретные дела и добрые поступки, общение с родителями и друзьями, примеры людей, которые находятся в окружении ребенка – все это способствует формированию моральных установок и качеств личности.

В младшей школе проводятся классные часы по нравственному воспитанию для 2 класса на различные темы, например:

  • Азбука нравственности.
  • Учимся быть культурными.
  • Твори добро.
  • Нравственный поступок.

Духовно-нравственное воспитание в 5 классе в течение классного часа проводится на более высоком уровне, чем для начальной школы. В старших классах дети активнее участвуют в мероприятии, они оформляют классную комнату, разучивают стихи и афоризмы, подготавливают презентацию с помощью компьютерной техники. Темы для этого могут быть примерно следующими:

  • Золотое правило нравственности.
  • Нравственные идеалы.
  • Нравственный человек и его здоровье.

Перед педагогом стоит важная задача – такая организация духовного воспитания школьников, когда каждый ребенок вовлечен в трудовую и общественно-культурную деятельность. Необходимо сформировать у детей единство слова и дела, дать им основные понятия об этическом поведении и закрепить на практике эти знания.

Совет родителям : помогая ребенку подготовить нужные материалы для школьного мероприятия, разрешите ему проявить свою инициативу, а также научите его самостоятельно искать в литературе и в Интернете необходимую информацию. Таким образом, вы будете способствовать воспитанию у сына и дочери такого качества, как ответственность.

Роль учителя в нравственном воспитании детей

Задача учителя состоит в том, чтобы изучить особенности характера каждого ребенка в группе, его поведение и мораль. Среди разнообразных средств педагогического влияния на учеников самый распространенный способ воспитания – это организация классного часа. В это время учитель проводит беседы о таких понятиях, как:

  • доброта,
  • дружба,
  • сердечность,
  • скромность,
  • справедливость,
  • трудолюбие.

Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности.

Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.

Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.

Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.

Совет родителям : Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.

Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.

Разработка классного часа на тему духовно- нравственного воспитания.

«Здравствуй, человек!»

Цели: а) способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся;

Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;

В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.

Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, задания для индивидуальной работы.

Подготовка:. Каждый получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ;2)выучить стихи к классному часу.

Ход занятия:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

1.Мотивационный блок.

Учитель: Наш разговор сегодня называется «Здравствуй, человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий(зачитать эпиграф).

2.Работа с понятием.

Ученик: Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова:« Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»

Учитель: Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?

А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК (детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача - наполнить поле «Человек»).

Ч- честность, чуткость, честолюбие.

Е- единовластный, единодушие, единоличник.

Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.

О- обманчивый, образованный, ответственный.

В- вероломный, внимательный, воспитанный.

Е-

К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.

Почему вы выбрали не все качества? О каких качествах могут рассказать афоризмы - крылатые выражения? (выступление группы, оформлявшей кабинет)

3.Ученики предложили высказывания:

1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)

2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)

3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)

4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)

5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)

Учитель: А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет(можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?

Ученик: Привычки (Татьяна Валяева)

Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,

Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,

И вот на двадцатый тебе: "Истеричка!

Совсем невозможны беседы с тобой!"

А ты негодуешь: "Я ж тихая, вроде…"

Но только сказала – и снова на крик;

Привычка – не то, что приходит, уходит

Легко, словно ветер поднялся и стих.

Движенье к привычке идёт вертикально,

К хорошей – с огромным усилием вверх,

А вниз – оступился, как будто случайно,

И только тому, кто хоть как-то цеплялся,

На уровень прежний вернуться дано,

Но вряд ли кому удаётся подняться,

Спустившись в привычке на самое дно.

Лишь редкие лица со дна выползают,

А чаще и взгляда на верх не ведут,

От лени привычку свою оправдают

И даже достойной её назовут.

Жестокость – желаньем добиться порядка,

А ревность – особенной формой любви,

Красивая с виду, пустая накладка,

Попытка прикрыть недостатки свои.

Подмена понятий с названием новым,

И вместо падения виден успех.

Так проще, так легче – оправдывать словом,

Чем делать попытки подняться наверх.

Ученик: А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»

А что такое - сила воли?-

Уменье не кричать от боли,

Когда поломано крыло?

Уменье ждать: пока срастётся,

Потом летать - не как придётся,

А чтобы только повезло?

Но, может быть, совсем иначе?

Крича от ярости и плача,

Заставить целое крыло

Решить нелёгкую задачу:

Подняться выше неудачи.

И победить- беде назло!

Учитель:«Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза. Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.

4.Работа с задачами.

1.Стрелка-советчик.

Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда. А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.

2.Цветок на клёне.

Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.

3.Уменяка.

Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.

4.Забивон.

Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше - досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.(на решение- 3 минуты и потом обсуждение)

5.Учитель: Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.

Давайте послушаем советы.

Ученик: Умейте управлять собою,

Во всём ищите доброе начало.

И, споря с трудною судьбой.,

Учитесь жизнь начать с начала.

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору,

Себя в пути не потерять.

Не надо жаловаться всем

Ни на судьбу, ни на болезни-

Ничто не будет бесполезней

Избитых, жалких этих тем.

Не жгите сердце табаком,

И мозг вином не заливайте,

И жизнь свою не сокращайте

Воспоминаньем о плохом.

Друзей имейте- в трудный час

Они поддержат и помогут,

Не будет трудною дорога

Ни для друзей и ни для вас.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут,-

Ненастья тоже устают.

За днём несчастья- день счастливый.

6.Учитель: я приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?»(просмотр и комментарии)

8.Учитель: Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.

1.Самый лучший день - сегодня.

4.Самый большой нарушитель спокойствия - болтун.

6.Самый опасный человек - лжец.

7.Самое большое богатства - здоровье.

8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.

Человек! Это высокое звание.

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной туманной млечности,

В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная.

Дм.Голубков.

«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти словаФ.Абрама должны стать девизом каждого человека.

7.Рефлексия: отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора:

а) синий цвет (холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере, сейчас;

б) белый цвет (норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;

в) красный цвет (жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.

Литература: 1.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».

2.Золотая коллекция. Пословицы и поговорки.

3.Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах.

4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.

5.Комарова И.И. Лучшие афоризмы для умных и весёлых от великих.

Классный час: Вечные ценности (долг, совесть)

Цели классного часа : ; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.

Задачи классного часа : ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.

Подготовительная работа : подобрать литературу по теме; предварительно обсуждить тему «круглого стола» с учащимися; дать рекомендации по подготовке выступлений; пригласить заведующего библиотекой; подобрать изречения великих людей по теме.

Участники: учащиеся, классный руководитель, библиотекарь, преподаватель этики.

Форма проведения : круглый стол.

Девизы : «Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы» (В.А. Сухомлинский).

«Самый строгий судья - наша совесть».

«Совесть - это зритель и судья добродетели».

Ход классного часа

Ведущий. Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.

По мере взросления мир человека все больше усложняется, сложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.

Ученики:

Думаю, что с очень большим кругом обязанностей (с которыми далеко не каждый справляется) человек сталкивается уже с первых лет школьной жизни. Первым делом это обязанность учиться. Затем - жить по определенным школьным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности.

Уверен, что к одной из обязанностей, а именно обязанности беречь природу, окружающий нас мир, растущего человека должны приучать с детства.

По мере взросления у человека появляется обязанность трудиться. Иначе как бы существовало общество?

Ведущий . Ты прав. Ведь такая обязанность человека перед обществом даже не зависит от его желания. Она объективно обусловлена. Общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены его непременно выполняют все свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей. Существует определенный набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен. Что же это такое, долг?

Ученики:

Если говорить об этике, то долг - одна из основных ее категорий. С точки зрения этики, долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, требование нравственности относится ко всем людям в равной мере. В данном случае это требование превращается в личную задачу каждого человека, решение которой он осуществляет в определенной ситуации.

Значит, долг - это отношение личности к обществу.

Ведущий . Да, личность в данном случае выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Она осознает и реализует эти обязанности в процессе своей деятельности. А какое определение долга дают психологи?

Ученики:

Долг - это нравственные обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, определенной группе или коллективу.

Надо заметить, что основание и источник долга усматривали во многом. Пытались утверждать, что определять содержание долга может только Бог (божественные заповеди, религиозная мораль). Затем говорили о том, что человеку все диктует общество. Утверждалась зависимость от наличия совести или морального чувства у человека.

Думаю, что в разговоре о самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники различных взглядов на этот вопрос приходили к разным выводам. Например, некоторые из них пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает, в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному замыслу. Сторонники другого направления считают, что при исполнении человеком своего долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он при этом руководствуется.

Существует еще теория под названием «Теория моральной доброты». Исходя из этой теории решающее значение имеет характер мотива того или иного поступка. К тому же не раз разворачивались дискуссии о том, так ли уж важен реальный результат при исполнении человеком своего долга. Пробовали утверждать даже, что достаточно просто совершить определенные усилия или попытки что-то сделать, предпринять. Не так-то просто разобраться в том, что есть долг, в чем он и перед кем он.

Если говорить о христианстве, то оно различает долг перед Богом, перед людьми и самим собой.

Долг перед Богом - это дело сугубо личное. К тому же у нас так много религий и верований, что, получается, каждый верит в своего Бога. Да и долг, обязанности у каждого народа перед своим Богом разные. Правда, есть то, что связывает все религии и верования, - это долг оставаться порядочным человеком.

Ведущий . А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще?

Ученики:

Я бы сказал, что задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения. Начинается поиск истины, которая оправдывает смысл человеческой жизни на Земле. В таких сомнениях и поисках и возникает чувство ответственности за все, что ты предпринимаешь в жизни. Все взвешивается, оценивается, анализируется. И ты начинаешь понимать, что твой долг перед самим собой - состояться в этой жизни.

Состояться - это не так просто. Для этого надо стать личностью. И не просто личностью, а личностью высоконравственной. А для этого, как минимум, надо быть добродушным, то есть любить людей, стремиться делать им добро. Быть человеком трудолюбивым, получающим удовольствие как от личного труда, так и от труда на общее благо. Мудрость - тоже спутница личности высоконравственной. Она заключается в способности предвидеть последствия своих и чужих поступков. Высоконравственная личность должна быть еще и правдивой, не терпеть ложь и лицемерие. Не думаю, что найдется в наше время большое количество людей, которые бы по-настоящему выполняли долг перед самими собой.

Мне кажется, что если человек воспитывается в нормальных условиях, то он вполне сможет стать высоконравственной личностью. Людям, конечно, свойственны многие пороки или недостатки. Но так же как далеко не все порочны, так же далеко не все и высоконравственны. Я хочу подчеркнуть «высоко». Небольшие недостатки не мешают большинству из нас состояться в этой жизни как профессионалам или просто людям. Я уверен, что чувство долга перед самим собой свойственно очень многим из нас.

Долг перед самим собой - это обязанность по отношению к самому себе. И эта обязанность состоит в том, как писал И. Кант, «чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе». А это значит не только быть в гармонии с самим собой и добиться поставленных жизненных целей, не идущих вразрез с нравственными нормами, но и выполнить все свои обязанности перед семьей, государством и другими людьми.

Считаю, что долг перед самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы впоследствии достойно выполнять и все другие свои обязанности.

Да, но для этого необязательно стать высокообразованным ученым. Благодаря специальному образованию ты можешь стать профессионалом в своем деле. Стать хорошим тружеником, который сможет достойно выполнить свой долг и перед государством, и перед своей семьей, своими близкими. Хорошие труженики обычно мудрые люди. А у таких чаще всего не возникает проб тем с выполнением своего морального долга.

Уверен, что человеку надо начинать с овладения всеми богатствами и возможностями своего внутреннего мира.

Познавая и развивая себя, он сможет сделать доступным для себя и все многообразие мира внешнего. И не только доступным, но и правильно принятым и понятым. А отсюда уже и руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед Богом и людьми. Считаю, что только такие люди имеют право употреблять такую фразу, как «чист перед Богом и людьми».

Ведущий . Если вы заметили, мы постепенно переходим к следующему моменту - долгу перед людьми. Что же подразумевает это понятие?

Ученики:

Человек живет в этом мире не для себя. Вернее, не только для себя. Возможно, что это и есть главное в жизни. Конечно, могут быть всевозможные нюансы и оттенки. У каждого из нас в жизни есть что-то свое, личное, неповторимое. Но что-то главное должно быть у каждого. Не должен человек в жизни распыляться по мелочам и жить только своими маленькими повседневными заботами. Даже если что-то свое - очень доброе и значительное. Хотя это не так просто и не каждый это может, но человек должен подняться над повседневностью. Должен задумываться о смысле жизни вообще, оглядываясь на прошлое и смело заглядывая в будущее. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».

Думаю, что если честно живешь и трудишься, то этим самым ты отдаешь свой долг Родине и честно служишь людям, выполняя перед ними свой долг.

Ведущий . Рассматривая категорию долга в таком ключе, мы переходим к рассмотрению долга как категории моральной, нравственной. Моральную ценность нашей жизни или отдельных ее поступков, естественно поступков нравственного плана, мы видим в том, что совершаем эти поступки из чувства долга.

Ученики:

Думаю, что чувство долга возвышает человека над собой, теми человеческими склонностями, которые иногда противодействуют выполнению долга. И интересы, как говорят, низшего порядка отходят на второй план (приводит примеры из повседневной школьной жизни, своих поступков, долга по защите Родины).

Действительно, не всегда то, что мы делаем, выполняем, доставляет радость, удовольствие. Но что-то мы просто должны или вынуждены делать. А в результате этого часто совершаются хорошие, добрые и похвальные дела.

Исполнение своего долга, которое, разумеется, подразумевает определенный вид деятельности, дает возможность самопознания. Ты узнаешь, кто ты есть на самом деле и что в тебе ценного. А действовать человеку приходится, выполняя свои обязанности по отношению к обществу и государству, в этом случае мы говорим о патриотическом, гражданском, интернациональном, трудовом долге. Говоря о выполнении обязанностей перед коллективом и организацией (учреждением), мы подразумеваем выполнение долга ученика, студента и т. д. Наши обязанности перед другими людьми - это наш сыновний, материнский, родительский, товарищеский, дружеский долг. И конечно, нравственный долг собственного самосовершенствования.

Я знаю людей, которые относятся к исполнению своего долга, своих обязанностей как к чему-то тяжкому, как к игу, довлеющему над ними. А ведь если хорошо подумать, то твой долг - это, прежде всего, требования каждого дня. И без добросовестного их исполнения ты просто не сможешь достойно существовать в жизни.

(Все говорят о насущных заботах обычного дня, обсуждают ситуации:

1. Из 28 сочинений учителю в срок сдана только половина. Часть ребят из чувства солидарности забирают свои сочинения, не сдают их тоже. Двое учеников не согласны с такой постановкой вопроса. Они сдают свои сочинения в срок.

2. Ученики двух классов работают в подшефном хозяйстве, убирают урожай. Начинается сильный дождь. Один класс бросает все и уходит с поля. Ребята другого класса уходят только после того, как перетаскивают все мешки под навес.

3. Человеку не оказана медицинская помощь, потому что он не имел на это права в данном городе (на основе телевизионного сюжета).

Говорят о нарушении ученического и человеческого долга, о душе, чувстве стыда, совести, своих обязанностях, о безнравственном отношении к самому дорогому на Земле - человеческой жизни.)

Ведущий . Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны.

Ученики:

Согласен, потому что именно от этого зависит сохранение основного права человечества - его права на жизнь.

Каждый человек имеет право на жизнь.

Быть человеком в человеческом обществе - не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Человек должен жить. А это значит исполнять свои обязанности, которые необходимы для своей жизни и жизни других людей.

Ведущий . Это действительно так. Хочу подтвердить наши выводы словами А.И. Герцена: «...Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела». Потому что ты - человек... Люди на земле разные, у всех свои взгляды на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие выполняют не полностью, третьи вообще забывают о нем. Многих (жаль, что не всех) начинают мучить угрызения совести. Взаимосвязь долга и совести очевидна. А что вы знаете о совести?

Ученики:

Совесть - это одна из категорий этики, которая характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она является одним из выражений нравственного самосознания личности.

Психология рассматривает совесть как черту духовного облика личности, которая выражает ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Ведущий. Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова - совесть. На что указывает нам приставка со-? Согласитесь, что на общность, какую-то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах.

Ученики . Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.

Ведущий. Затем идет корень -весть-. А это значит, что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили. Как вы понимаете это слово, как его чувствуете?

Ученики:

Думаю, что о совести можно сказать так: «Это осознание причиненного кому бы то ни было зла».

Для меня совесть - это мой самый строгий судья.

Совесть - это тысяча свидетелей твоего проступка или неправильно принятого решения. Она корит и обвиняет.

Ведущий . О совести обычно говорят как о категории этики и как о качестве личности. Обсуждая вопрос происхождения совести, в споре сходились многие умы. Например, философы-идеалисты рассматривают совесть как нечто врожденное. Они не ищут объяснений в действительной жизни, в ее реальных потребностях. Платон говорил о совести как о врожденном качестве, которое имеет корни за пределами нашего познания. И. Кант утверждал, что человек как существо нравственное имеет в себе совесть от рождения. Философы-материалисты подчеркивали в процессе развития совести важную роль ума, воспитания и просвещения. Натуралистические теории происхождения совести XIX века утверждали, что совесть человека - это продолжение совести животных. Но впоследствии было доказано, что совесть появилась на определенной ступени развития человеческого общества, что она - продукт потребностей человеческого существования. А источником для этого послужил труд, который явился источником и для других социальных чувств человека.

Ученик. Значит, совесть появляется тогда, когда человек сам начинает осознавать, что хорошо и что плохо с точки зрения его обитания, поведения в социальной среде. То есть то добро или зло, которое он совершает и которое приносит ему или чувство удовлетворения, или муки под названием «совесть».

Ведущий . Сейчас мы начали говорить о совести как о качестве личности. Как вы думаете, когда человек должен испытывать самые страшные муки совести?

Ученики:

Думаю, когда он лишает жизни другого человека. Пока люди живы, все поправимо. Можно договориться, разобраться. Но когда человека нет, все непоправимо.

В этой связи я бы добавила, что людям надо вовремя выполнять все свои земные обязанности, свой долг перед другими (особенно перед родителями), чтобы потом до конца жизни не испытывать мук совести за то, что мог бы что-то сделать, предпринять, а забыл, не успел, не придал значения и т. д.

Есть люди с чрезвычайно чуткой совестью. Такие зачастую мучаются, как говорится, по поводу и без. А если к тому же они еще и меланхолики, то так можно стать больным человеком.

Уверена, что такие люди просто очень высоко оценивают свое нравственное «я». И уж лучше бы больше было таких людей, чем тех, которых не мучают сожаления и угрызения совести ни по поводу отданных приказов убивать, ни по поводу чьего-то разорения или просто оскорбления, которое привело человека к сердечному приступу и даже смерти. Совесть у таких людей молчит. Такие говорят: «У него было больное сердце». Или: «Я не виноват, что она такая нервная».

Совесть таких людей называют гибкой, слабой. Да и совесть ли уже это? Такие люди часто заявляют, что у них чистая совесть. Но она чиста не потому, что не запятнана мыслями о причиненном зле, а потому, что у таких людей короткая память.

Ведущая . Народная мудрость говорит: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Как вы думаете, многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос?

Ученики:

Думаю, более верно сказать, что многих должен бы беспокоить. Потому что в наше время сила зла, открыто разрушающая нравственность, достаточно велика. Убить, разрушить, нажиться любым способом - не об этом ли мы постоянно читаем и слышим? (Приводит примеры.)

С этим, конечно, борется государство, которое корректирует и пересматривает многие законы. К человеческой совести обращается церковь. И должен сказать, что эту проблему всегда поднимала школа.

Я бы хотела заметить, что воспитание совести надо начинать уже с первых осознанных действий ребенка в этом мире. Например, когда он говорит свое первое «не дам, мое», родители должны прилагать все усилия для того, чтобы та конфета, которую он старательно прячет в ладошку, была поделена между ним и родителями. Уверена, что ребенок, постоянно воспитываемый подобными жизненными ситуациями, повзрослев, не забудет о своих родителях, о том, что они в чем-то нуждаются.

Конечно, причинение материального ущерба в различных своих проявлениях - тема в наши дни актуальная. Но ведь существует еще и такое понятие, как ущерб моральный.

И зачастую этот ущерб бывает пострашнее материального. Унижение человеческого достоинства - такое люди переживают тяжелее, чем даже финансовые трудности.

Считаю, что никто не может застраховать себя от того, чтобы никогда никого так или иначе не обидеть. Жизнь - явление сложное. И мало ли что в ней может произойти. Но одни могут покаяться, они стараются загладить свою вину; другие же, наоборот, не порицают себя за это, не испытывают ни стыда, ни мук совести.

Неумолимость беспристрастного внутреннего судьи - совести, выносящего свой приговор человеку, хорошо описана в литературе. Это мы можем увидеть на примере Раскольникова, человека, который совершил поступок искренне раскаявшегося человека - признался в своем преступлении и попросил наказания. Случается ли в наши дни такое? Да. (Приводит пример.)

Порицание себя за что-то, чувство стыда, муки совести - это, конечно, хорошо. Но факт имел место. Страшное свершилось, загублена человеческая жизнь. Кому поможет такое раскаяние? Правда, если говорить о не столь страшных поступках, то недовольство собой и стремление поправить дело очень даже похвальны. А по такому случаю я предлагаю сейчас каждому освежить в своей памяти то, что вызывает у вас чувство внутреннего беспокойства, что не дает успокоиться вашей совести. Возможно, что если наша совесть напомнит нам о чем-то, то это еще можно будет исправить?

(Учащиеся получают карточки со следующими фразами:

1. Мог бы, но не сделал...

2. Из этого поправимо...

3. Совершенно забыл о...

4. Виноват, но до сих пор не извинился...

5. В своем поведении мне стоит избегать...

6. Я раскаиваюсь..., постараюсь не повторять ничего подобного.

7. Мне бы следовало наконец простить...

8. Я, конечно, виноват в том, что...

9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как...

10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне

необходимо...

Ученики могут работать с карточками во время проведения мероприятия (при наличии времени).)

Ведущий . Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно. Искреннее раскаяние в содеянном удерживает человека от дальнейших аморальных поступков, пробуждает чувство ответственности, долга.

Ученики:

А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. А чего только стоят эти расхожие фразы: «Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам...

Эти слова написал поэт Н. Рыленков. А вот что хотел бы сказать я:

Мир добра и зла, мир войн, противоречий,

Мир, который дорог мне, знаком,

Хватит всех испытывать на прочность,

В том числе и Землю, здесь наш дом.

Ну а дома разрушать устои, мир, ответь мне,

Разве делать это стоит?

Почему ты, мир, жесток и неспокоен

И когда в тебе проснется совесть?

Муки совести изведаешь когда,

Что в ручьях твоих нечистая вода?

Что полно еще и зла, и нищеты?

И тогда ответил мир: «А ты?

Полный отрицательных страстей,

Я ведь состою из вас, людей.

Значит, ты ответь мне, человек,

Почему ты укорачивал мой век?

Почему ты обманул и сжег, украл,

Жизнь людскую почему забрал?

Почему ты, все морали попирая,

Совесть в темный уголок загнал?

Хочешь в мире мир большой сберечь,

Совесть больше слушай, не перечь,

Не перечь ей мудрой, вот она,

Мук стыда, решимости полна

Выполнять свой долг из века в век,

Чтоб напомнить: ты же - человек!

Значит, звание свое не посрами,

С чувством долга перед совестью живи!»

Классный час. Кто такой настоящий друг
Цели: углубить представление подростков о дружбе, формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка, способствовать развитию критического отношения к себе, побуждать подростков к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Подготовительная работа: дети готовят краткие высказывания на тему «Рассказ о своем друге».
Оборудование: шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга?»
Оформление: на доске изречения написать:
- Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
- Товарищ, знакомый, друг, приятель.
- Друга иметь – себя не жалеть.
- Друга на деньги не купишь.
- Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
План классного часа:
1. Вступительное слово.
2. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»
3. Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот…»
4. Интервью «Расскажи о своем друге».
5. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».
6. Оценка проблемной ситуации.
Подбери пословицу.
7. Игра «Знаю ли я своего друга»
8. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
9. Подведение итогов.
Ход классного часа:
1. Вступительное слово. Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо.

2. Проблемная ситуация «Как выбрать друга». Читать рассказ. «У Миши было два друга: Олег и Денис. Вместе ходили в секцию плавания. Учились в одном классе. В 7 классе их дружба дала трещину. И Миша понял, что придется выбирать, с кем дружить дальше. С Олегом было весело. Родители давали ему деньги на карманные расходы. Он водил с собой Мишу к игровым автоматам. Платил за него. С Денисом встречались реже. Он продолжал ходить на плавание. У него полно планов и целей. Постоянно критиковал Мишу за прогулы, за то, что не умеет выбирать друзей.» - Какого друга должен выбрать Мишка? 3. Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот…»
- Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга? 4
4. Интервью «Расскажи о своем друге». Может быть, уже кто-то нашел друга. Представьте, что к вам в класс пришел репортер и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?
5. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг». Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? - О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать… - О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, события, вы скажете… - Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… - О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете…
6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. на доске написаны 4 пословицы. Я буду описывать ситуации, вы подберите пословицу.
Ситуация 1. Вам звонит друг и просит помочь отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу. Друга иметь – себя не жалеть) Ситуация 2. Вы играли в футбол. Друг сломал руку. (Доведу до дома. Вызову скорую. Друг познается в беде)
Ситуация 3. Друг поступил подло. Но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму. Друга на деньги не купишь)
Ситуация 4. Пусть придумают сами дети к пословице «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
7
. Игра «Знаю ли я своего друга» Два друга выходят к доске. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. - какой урок у него любимый? - на чем он любит кататься? - какое время года любит? - какой вид спорта любит? - кем хочет стать, когда вырастет? - какое животное он хочет иметь? - какие книги любит читать?
8. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы? » Дружба – бескорыстная стойкая приязнь. Так определил дружбу В.Даль в словаре. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно. А потому что он близок тебе. Близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
9. Подведение итогов. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?

Классный час по духовно-нравственному воспитанию. Добро и зло

Форма проведения: беседа.

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся;

дать понятия о добре и зле, сущности милосердия;

мотивировать к нравственному самосовершенствованию, научить совершать поступки во имя добра.

Задачи:

Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие.

Познакомить с произведениями литературы.

Формировать духовно- нравственные качества человека.

Воспитывать чувства товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

милосердие

сострадание

Методы обучения:

Упражнения

1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! К нам в класс пробралась злая колдунья и все перепутала. Посмотрите всё ли нормально. (На доске изображение солнца. На лучах написаны слова: ненависть, грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.

Давайте, всё исправим. Подберите к словам антонимы, и солнышко вновь начнёт улыбаться.

А теперь постарайтесь, определить тему классного часа. (Ответы детей)

Тема классного часа - «Добро и зло».

2. Основная часть

Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».

Самостоятельная работа по карточкам, продолжите…

«Добро - это…»
«Доброта - это...»
«Добрый человек - это... »

«Зло -это …»

«Злой челоловек- это…»

Толковый словарь раскрывает значение этих слов. (Зачитываются значение этих слов).

Можем ли мы сказать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (ответы детей)

Может ли человек родится злым?

Нужно стремиться к добру и избегать зла? Почему?

Послушайте притчу

Два волка

Притча неизвестного происхождения

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Что хотел дед сказать внуку? Может ли человек быть всегда только добрым?

Каждый человек может совершать добрые дела. Но в тоже время он может и совершать плохие поступки. Думаю, каждый из вас мог совершить как хорошие, так и плохие дела. Как вы при этом себя чувствовали? Может ли человек совершая плохие дела быть счастлив? За одни свои поступки мы ощущаем гордость, а за другие стыд.

Послушайте, пожалуйста, песню-притчу о добре и зле. Постарайтесь понять и прочувствовать описанные события.

https://www.youtube.com/watch?

Чему учит эта история? Что заставило больного у двери совершить такой поступок?

Как вы думаете, что произошло потом?

Ситуации . Постарайтесь определить, что есть добро, а что есть зло.

1.Во дворе бегал щенок. Было сразу видно, что хозяина у него нет. Витя привел щенка домой.

2.Мама попросила дочь прибраться в комнате. После многочисленных напоминаний мама сделала порядок в комнате сама.

3.Вера шла по улице. Вдруг она увидела кошелек. Девочка подняла его. Там оказалась небольшая сумма денег и какие-то квитанции. Кошелек был очень красивый. Она взяла его себе.

4.3 ребят залезли в фермерский сад нарвать яблок.

5.Учительница попросила ученика оформить классный уголок. Ученик пообещал, но не выполнил задание.

6.Ученик не выполнил домашнее задание и чтобы не ругали его, сказал, что забыл тетрадь дома.

7.На клумбе росло много красивых цветов. Юноша нарвал букет для девушки.

8.Нина собирается в школу. Мама просит девочку одеться потеплее. На улице мороз.

Нина сопротивляется.

9.В магазине подростки попросили взрослого купить сигареты.

10.Ребята во дворе предложили товарищу выпить.

11.Гражданин, проходя мимо, погладил одиноко сидевшего котенка и пошел дальше.

12.Группа ребят каждый вечер собирается в подъезде. Громко разговаривают, слушают музыку, грызут семечки.

13.Одноклассник помог товарищу на контрольной работе и всем рассказал о своей помощи.

Скажите, а надо ли рассказывать о своих добрых делах? Хвастаться?

Издавна добро борется со злом и чаще всего побеждает, так как добро сильнее зла. Ребята, а где добро всегда побеждает зло? Конечно, в сказках.

Сказка о добре и зле. Джу Джулия

Жили-были Добро и Зло. Жили по-соседски, на одной улице, и даже дома их стояли рядом. Добро созидало: выращивало прекрасные сады человеческих душ, сеяло доброе, вечное.

Зло разрушало то, что создавало Добро, оставляя после себя вызженную опустошенную землю и пустые умершие души.

Да что же это такое? - сокрушалось Добро, - Строишь-строишь, создаешь- создаешь, а придет Зло - и все разрушит!

Но ничего не могло сделать Добро, никак не могло помочь ни себе, ни людям.

А Зло еще и внимание всяческое оказывало Добру. Бывало, встретит его на улице и потреплет по плечу: Как поживаешь, мол, Добро?

Или, бывало, придет Зло к дому Добра и просится впустить его. Добро спрашивает через закрытую дверь: Зачем, мол?

А Зло сладенько так поет:

Ой, Добренькое, впусти меня, замерзло я, приболело. Помоги мне, поддержи меня.

А Добро доброе возьми да и впусти Зло к себе в дом. Чаем, пирогом его потчует, жалко все-таки. Поест гостья, погреется, а, уходя, кусь - и откусит кусок от гостеприимной хозяйки. Да и пойдет себе, не поблагодарив за тепло. А хозяйка кровью истекает, плачет от боли и несправедливости, а поделать ничего не может - сама ведь впустила в дом-то.

Однажды снова пришло Зло к дому Добра. И стучится в дверь.

Чего тебе? - спросило Добро.

Впусти меня, Добренькое, поговорить по душам уж больно охота.

Нет, Зло, слишком дорого мне обходятся твои визиты, - ответило Добро и не открыло дверь.

Разозлилось Зло, закружилось-завертелось на одном месте, выпуская свое самое страшное оружие - Монстра Разрушающего и Все Вокруг Испепеляющего. И напустило Зло этого Монстра на дом Добра. И налетел он, и разрушил дом до основания, а само Добро покромсал, порвал на мелкие кусочки.

И стала кругом вызженная земля, и не было на ней ни цветочка, ни жучочка, ничего живого. И, казалось, закончилась Жизнь на Земле.

Вдруг на месте, где стоял дом Добра, сквозь пепел стала пробиваться маленькая травинка. И возродилось Добро, и поняло, что так больше жить нельзя, что нельзя впускать Зло в свой мир.

И построило Добро новый прекрасный дом, и возродило сады на земле и в сердцах людей.

Но Зло не заставило себя долго ждать. Опять пришло и сладко запело:

Добренькое, как же я рада, что ты живенькое-здоровенькое. Впусти меня, поболтаем, чайку попьем.

Но закрыло Добро все окошка и двери, и даже не ответило Злу.

Разозлилось снова Зло, закрутилось-завертелось, но не смогло на этот раз выпустить своего Монстра, вместо этого поднялось вихрем пепла, и растворилось в воздухе.

Сейчас мы с вами правильно соединим начало и окончание пословиц.

(На доске):

На добрый привет… (добрый ответ).

Про доброе дело… (говори смело).

Жизнь дана на… (добрые дела).

Учись доброму… (дурное на ум не придет).

Без добрых дел… (нет доброго имени).

Худо тому, … (кто добра не делает никому).

Добрые дела… (красят человека).

Путем зла… (не доходят до добра)

Час в добре пробудешь…(все горе забудешь).

Кто живет в добре… (тот ходит в серебре).

Лихо помнится, а добро…(век не забудется).

Бедного обижать…(себе добра не желать).

3.Итог

Если, вы готовы измениться, то можете сделать это уже сейчас и стать добрее. Для этого достаточно перестать причинять кому-либо вред, злиться на кого-либо, обижаться или бояться. Для этого достаточно осознать это и вы сможете измениться. Помочь нам может наша совесть, неподкупный судья, который находится внутри нас, который чувствует, что на самом деле хорошо, а что плохо. И если совесть возражает против какого-то поступка, то мы должны отказаться от него, какие бы выгоды он не сулил.

На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?

Литература :

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987г.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. - М., 1991
Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987г.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.
Школьный философский словарь/ Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М.