Подготовительная группа

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материал и оборудование: картон, набор пластилина, дощечки для пластилина, стека, карточки с дорожными знаками, иллюстрации транспорта.

Цель: Закрепить знания детей о наземном транспорте.

Программное содержание:

Побуждать детей внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы.

Продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, память.

Развивать творчество, воплощая свой замысел из пластилина.

Формировать желание соблюдать правила дорожного движения самому и научить своих друзей.

Активизация словаря: пешеход, пассажир, транспорт, названия дорожных знаков.

Предварительная работа:

Беседы: «Правила перехода улиц и дорог», «Дорожные знаки».

Дидактические игры: «Найди по описанию», «Составь дорожный знак».

Чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Машины», В. Берестов «Это еду я бегом», С. Михалков «Если свет зажегся красный».

Рассматривание плакатов по ПДД.

Отгадывание загадок по теме.

Ход занятия

(Звучит музыка С. Михалкова «Песенка друзей».)

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель . На каком виде транспорта мы можем путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель . Сегодня давайте поговорим о наземном транспорте. Назовите виды наземного транспорта.

Ответы детей. Легковые машины, грузовые машины, автобус, маршрутные такси, такси, троллейбусы, трамвай.

Воспитатель . Молодцы ребята. Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц.

Воспитатель . Давайте уточним, каким бывает наземный транспорт по назначению.

Если транспорт перевозит пассажиров, то он какой?

Ответы детей. Пассажирский.

Воспитатель. Если транспорт перевозит грузы?

Ответы детей. Грузовой.

Воспитатель. Если это машины: скорая помощь, пожарная машина, военная техника, полицейская машина, строительная техника, как называется такой транспорт?

Ответы детей. Транспорт специального назначения.

Воспитатель. Молодцы, ребята, предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний».

Если я называю наземной транспорт, вы хлопаете в ладоши, если другой – нет.

Игра «Четвертый лишний»

(Самолет, автобус, катер, трактор, велосипед, метро, мотоцикл и т.д.)

Воспитатель . Ребята, без чего водитель не может управлять машиной?

Ответы детей. (Без колес, без дверей, без руля, без фар и т.д.)

Воспитатель. Кто главный помощник на дороге для водителей?

Ответы детей. Светофор.

Игра «Светофор»

Воспитатель читает стихотворение и показывает круги: желтого, красного, зеленого цвета. В зависимости от цвета круга дети выполняют движения: красный – дети садятся на корточки, желтый – стоят, зеленый – маршируют на месте.

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо помните эти цвета!

Сигналы светофора помнить надо всегда,

Чтобы не случилась с вами беда!

Воспитатель. Ребята, чем может питаться транспорт?

Ответы детей. Бензином, электричеством.

Воспитатель. Ребята, помогите мне разложить картинки на две группы, на транспорт, который питается электричеством и транспорт, который питается бензином.

Дети раскладывают карточки.

Воспитатель. Давайте вспомним, что является, кроме светофора, помощником для водителя?

Ответы детей. Дорожные знаки.

Воспитатель. Что рассказывают нам дорожные знаки?

Ответы детей. (Где и как можно двигаться, с какой скоростью.)

Воспитатель. Молодцы, не зря дорожные знаки называют «Дорожной азбукой»

Сколько групп дорожных знаков вы знаете? Какие?

Ответы детей.8 групп. Предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички).

Воспитатель. Молодцы. Ребята, нужно помнить, что знаки бывают разной формы: круглой, прямоугольной, треугольной. Они отличаются цветом. В зависимости от формы и цвета меняется и назначение знака.

Запрещающие знаки всегда с красной каймой, (красный, значит опасный) они «говорят» водителю» быть внимательным, снизить скорость или впереди опасный поворот.

Давайте еще раз рассмотрим дорожные знаки.

(Воспитатель с детьми смотрят дорожные знаки, комментируя их название и назначение.)

Физминутка

Утром встаешь ты, выходишь из дома - (потягиваются, шагают на месте)

На перекрестке твой старый знакомый (останавливаются).

Он огоньком тебе красным мигнет, (ставят руки на пояс, делают повороты туловищем)

Скажет: «Опасно! Закрыт переход!» (грозят пальцем).

Желтый зажжется – чуть – чуть подожди.

Вспыхнет зеленый – свободно иди (идут на месте).

Молоды! А сейчас я предлагаю вам пройти к столу и нарисовать пластилином свою машину. Но сначала подготовим наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – (Сжать, разжать кулачки. )

О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим. )

В морях - корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки. )

Они очень редко заходят сюда. (Потереть ладошки друг о друга.)

Воспитатель. А теперь, приступайте к работе.

Дети по контуру машины выкладывают «колбаски пластилина», размазывают указательным пальцем, распределяя пластилин в нужном направлении.

По окончании работы воспитатель хвалит каждого ребенка.

Готовые работы размещаем в уголки творчества.

Цель: Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные . Уточнить и активизировать словарь по теме "Транспорт". Учить составлять предложения с предлогами В и НА. Учить составлять связные описательные рассказы по схеме.

Коррекционно-развивающие . Развивать связную речь. Развивать логическое мышление. Развивать речевое дыхание и голос.

Воспитательные . Воспитывать интерес к занятию. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство коллективизма.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки, схема для описательного рассказа, карточки с личиками, карандаши.

Ход занятия

I. Мотивационный компонент

1. Уч. Здравствуйте, ребята! Вам улыбается солнышко, чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу!
2. Уч. Отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Д. Транспорт.
Уч. Правильно! Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Д. Да, транспорт.
Уч. Правильно! Тема нашего занятия "Транспорт".
На доску вывешивается картинка с транспортом.
Уч. Давайте вспомним виды транспорта, делая при этом зарядку.
Летит самолёт: произнесение звука [л] - [л] - [л] .
Гудит пароход: произнесение звука [ы] - [ы] - [ы] .
Прокололась шина у машины: произнесение звука [ш] - [ш] - [ш] .
Насос: произнесение звука [с] - [с] - [с] .
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов "ша - шу - ши - шо ".
Сигналит машина: произнесение на одном выдохе "би - би - би ".
Гудит поезд: произнесение на одн ом выдохе "ту - ту - ту ".
Уч. Молодцы!

II. Операционный компонент

1. Уч. Сейчас я буду называть правильные и неправильные предложения, а вы внимательно слушайте и поправляйте меня, если я скажу неправильно. Машина - это наземный транспорт.

Д. Правильно.
Уч. Пароход - это воздушный транспорт.
Д. Неправильно. Пароход - это водный транспорт.
Уч. Поездом управляет лётчик.
Д. Неправильно. Поездом управляет машинист.
Уч. А чем управляет лётчик?
Д. Самолётом.
Уч. Молодцы! Теперь мы поиграем в игру "Какой транспорт лучше?" Разделимся на 3 команды: 1 ряд - 1 команда, 2 ряд - 2 команда, 3 ряд - 3 команда. 1 ряд будет говорить про автобус, 2 ряд про поезд, 3 ряд про трамвай. Вы по очереди будете приводить доказательства того, что ваш транспорт лучше. Начинает 1 команда.
Д. Недорогой проезд.
Уч. 2 команда.
Д. Перевозит много людей.
Уч. 3 команда.
Д. Движется с помощью электричества.
Дети по очереди приводят аргументы.
Уч. Молодцы! Сделаем вывод, что у каждого вида транспорта есть свои положительные стороны.



2. Уч. Давайте немного разомнёмся.

Физкультминутка "Самолёт"
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт. (Руки в стороны.)
Правое крыло вперёд, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперёд, (Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолёт. (Руки в стороны.)

3. Уч. Посмотрите на картинку. Кто и что на ней изображено?

Д. Кошки, собаки, лошади, корова; автобус, трамвай, троллейбус, такси.
Уч. Скажите, кто входит?
Д. Кошка, корова.
Уч. Кто едет?
Д. Собаки, кошки, лошади.
Уч. Составьте предложения. Кто входит куда?
Д. Кошка входит в автобус. Корова входит в такси.
Уч. Кто едет на чём?
Д. Собаки едут на трамвае. Кошки едут на автобусе. Лошади едут на троллейбусе.
Уч. Запомните: Кошка входит В автобус. Кошка едет НА автобусе.

4. Уч. Сейчас мы будем учиться задавать вопросы и отвечать на них. Послушайте образец. Ты на чём поедешь в г ости? Я поеду в гости на метро. По очереди задавайте друг другу вопросы.

Дети выполняют задание.
Уч. Молодцы!

5. Уч. Сейчас мы будем составлять рассказы по схеме. Каждый загадывает любой вид транспорта, описывает его по схеме, но не называет. Все остальные должны будут отгадать. Посмотрите на схему. Вы должны

ответить на такие вопросы:

  1. Из каких частей состоит?
  2. Чем приводится в движение?
  3. Где движется этот транспорт?
  4. Для чего используется?
  5. Кто управляет этим видом транспорта?

Презентация детских работ. Наблюдение за речью детей. Исправление ошибок.

Этот транспорт состоит из кузова, колёс, руля, сидений, окон. Этот транспорт приводится в движение бензином. Этот транспорт движется по земле. Он используется для перевозки людей. Им управляет водитель. (Автобус)
Уч. Молодцы!

III. Регулирующий компонент

Уч. Какую тему мы сегодня изучали?
Д. Мы сегодня изучали тему "Транспорт".
Уч. Чему научились?
Д. Мы научились сост авлять рассказы по схеме.
Уч. Вам понравилось занятие?
Д. Да!
Уч. У вас на парте лежат карточки с разными личиками. Раскрасьте то, которое соответствует вашему настроению.
Дети выполняют задание.
Уч. Вы сегодня очень хорошо работали! Спасибо за занятие!

Литература

Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова Развитие речи. Учебник для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (1-е отделение).-М.: Просвещение, 2000 (стр.88-89).

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №93»

КОНСПЕКТ

по коммуникативной деятельности

Тема: «Транспорт»

Подготовила:

Воспитатель Морозова А.А.

Братск 2016г

Программное содержание:

Закрепить знания детей по теме «Транспорт»;

Уточнить понятие о разных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, а также о названиях некоторых профессий (лётчик, лётчик – космонавт, шофёр, капитан);

— Формировать умения образовывать прилагательные от существительных; образовывать глаголы приставочным способом игра «Ехали – ехали»;

Совершенствование навыков фонематического анализа, развитие навыка чтения (определение первого звука в слове, запись букв);

Воспитывать чувство товарищества, доброжелательности.

Словарная работа:

— Обогащение и активизация словаря детей по теме «Транспорт» (грузовой, пассажирский, паром, сухогруз, лётчик-космонавт, грузовик).

Закрепление в речи навыков словообразования при помощи приставок (доехали, приехали, съехали, заехали, объехали

Оборудование: магнитно — маркерная доска, мел, подбор картинок к слову «транспорт» (танк, рыба, ананас, нож, самосвал, пальто, окунь, робот, трава), подбор картинок по теме «транспорт»; ткань синего, коричневого, голубого цветов, телевизор, мультфильм «Доктор Машинкова», мнемотаблица для разучивания стихотворения «Капитаны».

Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять

Приглашаю всех играть.

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень.

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро!!!

Сегодня мы с вами будем говорить о чём, сейчас сами догадаетесь.

Присаживайтесь. (Дети садятся на ковёр). Это картинки, сейчас мы будем определять первый звук в слове. Кто сможет записать буквы на доске? (ребята не видят как вызванный ребёнок записывает буквы).

В слове торт, какой первый звук? «Т»

(Ребёнок берёт следующую карточку и говорит: в слове рыба, первый звук «Р» и т.д)

Ананас — «А»

Нож — «Н»

Самосвал — «С»

Пальто — «П»

Окунь — «О»

Робот — «Р»

Трава — «Т»

(Разворачиваем доску, читаем слово Транспорт)

Как вы догадались, сегодня будем говорить о транспорте.

Для чего нам нужен транспорт?

(говорят дети)

Помогает перевозить людей и грузы. Транспорт, который перевозит груз, он какой? (грузовой) Как называются грузовые машины? (грузовики). Какое слово прячется в этом слове? (груз). По рекам, морям плывут большие грузовые корабли, везут овощи, фрукты, игрушки, машины, различный груз. Как называются грузовые корабли? (Баржа, паром, сухогруз).

На туристических кораблях (пассажирских) плывут туристы. А кто такие туристы? (любители дальних путешествий). Многие люди стараются побыстрее добраться до места отдыха в этом помогают, как вы уже сказали самолёты. По городу помогают нам передвигаться машины, такси, автобусы, троллейбусы. Автобусы, троллейбусы, маршрутное такси, одним словом это какой транспорт? (пассажирский). Почему так называется? Какое слово прячется в этом слове?

Будем с вами мы играть,

Будем транспорт называть.

Игра (в кругу) «Назови транспорт»

Это всё вы назвали транспорт.

Транспорт делится на разные виды. Какие виды транспорта вы знаете?

(Подходим к столу, дети встают около стола.)

Игровое поле. Что может изображать голубой цвет? Это цвет неба.

Дима, что изображает коричневый цвет? (цвет земли)

Лиля назови последний цвет, и что он изображает на игровом поле?

(синий цвет, цвет воды).

Ребята, по очереди возьмите по одной карточке с изображением транспорта и найдите ей место на игровом поле.

(дети берут карточку, называют транспорт и находят место на игровом поле), Например: У меня ракета, это воздушный вид транспорта и т.д.

Лена назови воздушный транспорт.

Кто управляет самолётом?

(самолётом управляет лётчик)

Кто управляет ракетой? (Ракетой управляет лётчик-космонавт)

Сейчас будем сравнивать самолёт и ракету.

Игра «Закончи предложение»

Самолёт летит высоко, (дети отвечают по очереди) а ракета летит выше;

Самолёт летит далеко, (Валера) а ракета летит дальше.

Самолёт летит быстро, (Милана) а ракета летит быстрее;

Самолет летит большой, (Стёпа) а ракета летит больше;

Самолёт летит тяжелый, (Никита) а ракета летит тяжелее;

Самолёт летит мощный, (Вера) а ракета летит мощнее;

Самолёт летит длинный, (Максим) а ракета летит длиннее.

Андрей, назови водный транспорт. Артём, кто главный на корабле?

Капитан должен быть, каким?

Сегодня вы все капитаны, вы все умные, находчивые, смелые и т.д.

(подвожу детей к мольберту)

Присаживайтесь. (дети садятся на ковёр).

Разучивание стихотворения З. Петровой «Капитаны» (по мнемотаблице)

Водят смело капитаны

Корабли по океанам.

Интересно плавать им

По дорогам голубым.

Днём и ночью, днём и ночью

Курс прокладывают точно

И бросают якоря

В океанах и морях.

Игра «Слухачи». Нам нужно разделиться на три компании. Подумайте, при помощи чего мы разделимся на три компании? (Дети предлагают)

Ребята, какое слово загадаем слухачу. Оно должно состоять из трёх слогов. (Самолёт)

1 компания произносит слог «СА»

2 компания произносит слог «МО»

3 компания «ЛЁТ»

Слухач заходит в группу, подходит к первой, второй, третьей компании слушает и собирает слово. САМОЛЁТ и т.д. (машина, ракета)

Марк, назови наземный транспорт.

А где делают машины? Кто из вас был на автозаводе, и видел, как собирают легковые машины? А вам хотелось бы посмотреть?

Ну что, тогда вперёд на автозавод к доктору Машинковой, она нам расскажет, и покажет, как собирают машины. Берём в руки руль. Мы кто с вами? (шофёры).

Игра «Ехали –ехали» (движение с речью)

Ехали, мы ехали, до горки………(доехали),

Ехали, мы ехали до ямы……..(доехали),

Ехали, мы ехали, до речки ……..(доехали),

Ехали, мы ехали до автозавода …..(доехали),

Во двор …..(заехали), вот и ….. (приехали).

Присаживайтесь. (дети садятся на стульчики перед телевизором)

Показ мультфильма «Сборка автомобиля».

Доктор Машинкова дарит вам автомобили, и просит раскрасить их в ваш любимый цвет.

Прежде чем вы будите раскрашивать машины, попрошу вас ответить: что нового вы сегодня узнали? Что тебе Валера запомнилось? Попробуйте оценить вашу работу.

Литература:

С.Н. Сазонова «Развитие речи дошкольников с ОНР» АСАДЕМА. М.изд.ц. «Академия» 2007

Мнемотаблица для заучивания. bib. conv docs.org/v 16185/

Конспект занятия в старшей группе на тему «Транспорт»

Цель : Формирование знаний о транспорте, его видах и назначении.

Задачи (предполагают реализацию всех образовательных областей):

Дать детям первоначальные знания о транспорте.

Научить различать виды транспорта и понимать его предназначение, закреплять умение работать с информацией, ставить цели по её поиску. Развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.

Формировать навыки работы со сверстниками, договариваться со сверстниками обогащения словаря ребёнка, умение составлять описательный рассказ адекватно оценивать свои действия и полученный результат, анализировать работу других детей.

Воспитывать старательность и трудолюбие.

Использование технологий:

ИКТ;

Здоровье сберегающие технологии;

Развивающие технологии.

Приёмы руководства деятельностью детей:

Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация фотографий, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игры, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.

Приёмы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности.

Приёмы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсужден

Ход занятия:

Воспитатель: Эй, ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите.

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь друг другу.

В: Какое настроение у вас стало?

Д: Хорошее

Д: Это мы.

В: Правильно, посмотрите, какие вы были малыши.

Когда вы пришли в детский сад вы не умели, не одеваться, не умели правильно держать карандаш. Прошло уже 3 года.

Теперь, когда я смотрю на вас, я вижу. Что вы очень изменились, подросли и многому научились, многое узнали.

Яна, чему ты научилась за это время?

Саша, что нового и интересного ты узнал в детском саду?

А, от кого ты это узнал? Как?

(Ответы детей)

Надо же, какой длинный путь мы прошли.

Ребята вам нравиться ходить в детский сад? Почему?

Я не зря вас спросила ведь мы прошли такой путь или проехали? Или пролетели?

Раз так, я знаю, что вы любите играть, и я сейчас хочу с вами поиграть в игру «Встаньте те…»

(Дети садятся по кругу на стульчики).

Встаньте те, кто любит играть в машинки?

Встаньте те, кто приходит в детский сад пешком?

Встаньте те, кто приезжает в детский сад на автобусе?

Встаньте те, кого привозят в детский сад на машине?

Встаньте те, кого сегодня привела мама в детский сад?

Встаньте те, кого привёл сегодня папа?

Встаньте те, то пришёл в детский сад один без взрослых?

Посмотрите ребята вы сейчас все сидите, это значит, что вы все приходите в детский сад с взрослыми. Как вы думаете почему? (Ответы детей).

В: Ребята, послушайте, до нас доносятся, какие то звуки (Дать детям послушать звуки транспорта)

Что это за звуки?

Д: Это едет поезд, машина, летит самолёт, гудит корабль.

В: Верно эти звуки издаёт разный транспорт. Ребята, а вы догадались, о чём мы сегодня будем разговаривать?

Д: О транспорте

В: Верно.

В: Ребята, что вы знаете о транспорте? А, что бы вы хотели узнать о транспорте? (Ответы детей)

А какими способами мы можем узнать о транспорте?

Д: Спросить у взрослых, спросить у сверстника, посмотреть в компьютере в журналах, книгах, посмотреть картинки.

(На доску вывешивается схема, по которой дети будут искать информацию)

В: С начало мы с вами посмотрим фильм про транспорт, после чего мы все вместе будем узнавать о транспорте, а чтобы не забыть, можно пользоваться схемой, но с начало нужно повторить наши правила:

(Дети повторяют правила поведения).

Дети расходятся по желанию, рассматривают книги, журналы, картинки, спрашивают у взрослых, общаются со сверстниками, смотрят в компьютере (ноутбуке).

В: Ребята, а теперь попробуйте описать свой транспорт, а остальные дети попробуют его угадать. (Дети описывают и угадывают транспорт и показывают картинку со своим транспортом). Хвалить детей, спрашивать у кого, как и что они узнали.

Ребята, а сейчас мы с вами побудем пешеходами.

Физкультминутка « Мы пешеходы».

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи!

(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Практическое занятие

Цель: изготовление аппликации «Светофор» из подручных средств.

Задачи:

Учить составлять изображение предмета из нескольких частей;

Развивать мелкую моторику пальцев;

Учить аккуратному наклеиванию, правильно пользоваться клеем и кисточкой;

Воспитывать интерес к работе с разными материалами.

Материалы и инструменты, необходимые для работы: цветная бумага, ножницы, губка хозяйственная, клей ПВА, простой карандаш, картон, гофрированный картон.

Ребята, а сейчас мы свами будем делать светофоры. Проходите к столу и садитесь за свои рабочие места.

Выставка работ.

Проводится игра «Светофор».

Цель игры: обучение в игровой форме основным ви-дам движения, развитие внимательности, дис-циплинированности и умения играть в детском коллек-тиве.

А сейчас давайте поиграем.Я буду поочередно поднимать красные, желтые, зеленые кружочки. Когда я подниму красный кружок - вы стоите, жёлтый - прыгаете, если подниму зеленый - шагаете на месте.

В: Ребята вы сегодня были очень внимательными, что вам больше всего понравилось, а что нет? В чём были трудности, а что давалось с лёгкостью?

Дети высказывают своё мнение и предлагают свои варианты.

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Разные виды транспорта»

Цели:

Образовательные: познакомить обучающихся с видами транспортных средств и с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный», «легковой», «грузовой», специальный»; научить применять полученные знания в жизни.

Развающие: вызвать интерес к предмету; развивать внимание, память, любознательность, умение сравнивать, обосновывать свои суждения.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества, культуру поведения в общественном транспорте.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Посмотрите, ребята, кто прилетел к нам на шариках.

Дети:

Воспитатель:

Это необычный клоун, он прилетел на волшебных шарах, на которых написаны числа и буквы. Но, пока он летел, шарики спутались, помогите собрать их. Для этого надо расположить числа в порядке возрастания. Читаем хором, какое получилось слово.

Дети:

Транспорт.

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на шары, какого они цвета?

Дети:

Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель:

Что напоминают эти цвета?

Дети:

Сигналы светофора.

Воспитатель:

Правильно, молодцы!

То, что вы узнали,
Подтвержу для ясности:
Светофор стоит на страже
Нашей безопасности.
Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир,
Он на улице широкой
Главный для транспорта командир!

Как вы понимаете слово транспорт?

Дети:

Это машины, велосипеды, трамваи.

Воспитатель:
На улице нашей
Машины, машины,
Машины малютки,
Машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.

Транспортных средств очень много. Давайте рассмотрим самый близкий нам вид транспорта. Машины, которые передвигаются по земле мы относим к наземному виду транспорта. Давайте расскажем Клоуну о них. О какой из этих машин вы можете рассказать?

(Рассказы детей).

Клоун улыбается, он доволен вашими рассказами.

Работа по блок-схеме

Воспитатель:

Наземный вид транспорта делится на группы. Есть специальный, общественный, легковой, грузовой. Как вы думаете, почему их так назвали и чем они отличаются друг от друга?

Дети:

Грузовые машины перевозят грузы, а общественные пассажиров, специальные для выполнения специальных работ.

Воспитатель:

Ребята, какие машины относятся к специальным машинам?

Дети:

Пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, машина газовой службы.

Беседа о видах транспорта и их назначении

Воспитатель:

Правильно, молодцы! Ребята, есть такие специальные автомашины, которые мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках. На одной написано: «Скорая помощь». Почему эту машину все пропускают? Потому что больного надо поскорее доставить в больницу. По телефону 03 мы связываемся со службой скорой помощи.
А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и некто ее не задерживает. На ней ничего не написано, но ее сразу все узнают, ведь одни только пожарные машины бывают красные, как огонь. Пожарную машину пропускают без задержки – огонь нужно скорее потушить, пока он дом не сжег. Набрав, по телефону 01 мы можем, вызвать пожарную помощь.
Сигнал по номеру 02 получают работники милиции, когда жизни людей угрожает опасность от преступников.

Игра «Подбери подходящий транспорт»

Воспитатель:

Клоун устал и хочет с вами поиграть. У вас на партах лежат картинки, где изображено какое – либо транспортное средство. Клоун показывает сигналы вызова экстренной помощи (01, 02, 03, 04), а вы покажите соответствующие картинки.
Специальные машины мы вызываем в экстренных случаях. Но чаще в жизни мы сталкиваемся с общественным транспортом. К общественному транспорту относится трамвай, троллейбус, метро, автобус. Слово трамвай пришло к нам из Англии. «Трем» - вагон, ходящий по путям, по рельсам. Двигается он за счет тока, который поступает от электростанции в верхний провод, оттуда в дугу трамвая и к электродвигателю, который и движет его. Затем ток идет через колеса к рельсам и возвращается на электростанцию. Трамвай может иметь один, два, а иногда и три вагона.
Что касается троллейбуса, то слово «бус» - это сокращенное слово «омнибус» - карета для всех. Слово «троллей» означает «Контактный провод». А слово автобус означает «авто» и «бус», они бывают разной формы. А в Англии даже в два этажа.
Самым быстрым общественным транспортом в больших городах является метро. Впервые метро было, построено в Англии, а в России оно появилось в 1935 г. в Москве.

Игра «Запрещается – разрешается»

Ребята, у Клоуна возник вопрос, знаете ли вы правила поведения в общественном транспорте? И поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Игру будем проводить с движениями. Сейчас вы увидите, сюжетные картинки если действие изображенное на картинке разрешается вы должны хлопать, а если действие которое не приемлемо на транспорте то топаете ногами.
Мы с вами поиграли, отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Мы подробно разобрали наземный вид транспорта, но существуют еще другие виды транспорта. Посмотрите на экран и назовите, какие еще виды транспорта вы здесь видите?

Дети:

Корабль, катер, теплоход – водный.
Самолёт, вертолёт, ракета – воздушный.

Воспитатель:

Правильно. А как вы думаете, для чего нам нужны все эти транспортные средства?

Дети:

Чтобы ездить на них, чтобы плавать, летать, перевозить грузы, людей!

Воспитатель:

Но кто же управляет всеми этими машинами?

Дети:

Машина - водитель
Ракета - космонавт
Корабль - капитан

Воспитатель:

Вот на картинах мы видим с вами три вида транспортных средств. А скажите, правильно ли транспорт выбрал свой путь?

Дети:

На самолёте мы с вами летим по воздуху.
На машине мы едем по дороге.
На корабле мы плывём по морю, по океанам!

Воспитатель:

А теперь, давайте поиграем в игру «Что лишнее?»

Дети:

Ковёр-самолёт лишний.

Воспитатель:

Ой, ребята, посмотрите, что это за дорожка? И наш Клоун тут. Это, ребята, дорожка знаний, давайте пройдем по ней и повторим, как вы все запомнили. О чем мы сегодня говорили? Отправляемся в путь. Чтобы не скучать в пути, давайте я вам загадаю загадки.

Не птица, а летает,
Не пчела, а жужжит.
Всех людей, кто пожелает
Быстро – быстро он домчит.
(Самолет)

К какому виду транспорта относится самолет? Что мы узнали об этом виде транспорта?
(Ответы детей).

Паровоз без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
(Пароход)

Да, правильно, что вы можете рассказать о пароходе? (Ответы детей).

Умницы! Слушайте следующую загадку:

Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.
Что же это?
(Автомобиль)

Для чего нужны автомобили? К какому виду транспорта он относится? (Ответы детей).

Клоун улыбается, он доволен вашими ответами. А отгадаете ли вы следующую загадку?

Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

Молодцы! Клоун приглашает нас сесть в автобус и проехать одну остановку. Но автобус не двинется с места, пока мы не расскажем как нужно вести себя в транспорте. Давайте повторим правило, докончив, предложения словами «разрешается», «запрещается».

При посадке в транспорт
Входить в задние двери... (разрешается)

А выходить через передние... (разрешается)

Если едешь в транспорте,
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно, ... (запрещается)

Уступать старушке место... (разрешается)

Опираться на входную дверь... (запрещается)

Сесть на свободное место... (разрешается)

Высовываться из окна... (запрещается)

Громко разговаривать и кричать... (запрещается)

Вы Клоуну показали свои знания, можем отправляться в путь. И так, последняя остановка, автобус остановился, но двери почему-то не открываются. Для того, чтобы они открылись, мы должны вспомнить, как обходят автобус?

Дети:

Надо подождать, когда он уйдет.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Мне и Клоуну очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Клоуну было интересно на уроке и в знак благодарности он хочет вам подарить свои шарики.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.