А.П.Цветкова - воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №102 «Созвездие» г. Набережные Челны

Н.П. Понизова - воспитатель 1 квалификационной категории

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №104 Бэлэкэч» г. Набережные Челны

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.

Мы на практике убедились, что одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального развития, является использование развивающих игр.

“Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта”.

Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. Развивающие игры имеют широкий диапазон трудностей: есть игры, доступные 2-3 летнему малышу, есть игры, непосильные взрослому. Значит, работу можно начинать с младшей группы и во всех видах деятельности.

Использование развивающих игр продолжается и при поступлении детей в 1 класс. Школа отходит от традиционных, присущих школьному обучению методов, применяя игровые как “мостик”, пока ребенок адаптируется к новой, более сложной для себя деятельности: учебной.

Систематическое проведение предлагаемых игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; способность предвидеть результат своих действий.

На развитие восприятия применяем такие игры:

  • “Найди заплатку”;
  • “Найди такой же предмет”;
  • “Кто наблюдательнее” (с геометрическими фигурами);
  • “Сравни предметы”;
  • “Найди 5 предметов” (определенной формы или цвета)
  • “Чудо дерево, или геометрическое дерево” (загадки или отгадки о геометрических фигурах, опираясь на 3 свойства фигур: цвет, величина, признаки именно этой фигуры) – в этой игре развивается не только восприятие, но и память, и внимание;
  • “Радуга”.

В игре “Узнай предмет” (“Чудесный мешочек”, “Волшебный сундучок”, “Загадочная коробка”) дети определяют на ощупь, что за вещи: один описывает предмет, ощупывая его, а остальные угадывают, называют, зарисовывают.

В игре “Нарисуй такой же узор” (по образцу) кроме восприятия, развивается внимательность, мелкая моторика.

“Кубики Никитина” - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания.

На восприятие цвета, формы, величины используем блоки Дьенеша .

Сначала предлагаем самые простые игры:

“Найди все фигуры (блоки), как эта” (по цвету, по форме, размеру), “Найди не такую же фигуру, как эта”, “Найди все такие же, как эта”, “Второй ряд”, “Домино”, “Раздели фигуры”, “Помоги Незнайке” - от имени сказочного героя выбираются блоки: одному желтые и квадратные, другому – желтые, но не квадратные, следующему – квадратные, но не желтые.

Самый сложный вариант игр с блоками – это разбиение их по двум свойствам. Здесь используем обручи.

Еще одним из важнейших свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. И все-таки память – это одно из условий для развития интеллектуальных способностей.

Здесь применяем игры:

  • “Какой игрушки (или чего-то) не хватает?”;
  • “Нарисуй узор по памяти”;
  • “Расставь по памяти”;
  • “Кто внимательнее?” (читаем стихотворение, короткий рассказ или сказку, дети должны запомнить слова с заданным звуком);
  • “Продолжай” (“Дополнени предложение”) – один ребенок называет слово- прилагательное, второй ребенок – существительное, третий – слово, обозначающее действие, четвертый – как делать это?

(“Проворная белка прыгает ловко”);

Одной из форм познавательной деятельности является внимание. Для развития внимания уместны игры:

  • “Продолжи ряд”;
  • “Чудо дерево” (с геометрическими фигурами, буквами, слогами);
  • “Путаница” (“Кечелов”);
  • “Буквоед”;
  • “Буква потерялась”;
  • “С кочки на кочку” (со слогами);
  • “Составь слово из букв”;

игры Воскобовича В.В.: “Лабиринты” (с буквами);

  • “Сколько букв” (буквы написаны разным шрифтом);
  • серия игр с блоками Дьенеша;
  • “Кто где спрятался?”;
  • “Кого сколько?”
  • “Новоселье” и др.

Для успешного усвоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Значительную роль в развитии умственных способностей играют логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, решение которых воспитывает пытливость, находчивость, гибкость ума, наблюдательность, обеспечивает своевременное развитие мышления.

Занимательность материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Логических игр великое множество, можно порекомендовать такие, как:

  • “Найди ошибку”;
  • “Найди, чем отличается”;
  • “Какая фигура лишняя и почему?”;
  • “Лабиринты”;
  • “Найди недостающую (или недостающие) фигуру”.

Детям подготовительной к школе группе сообщаем лишь общий метод организации поисков решения путем зрительного и мыслительного анализа (т.е. воспитатель направляет ход анализа задач).

Есть еще группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т.е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть:

  • арифметическими (угадывание чисел);
  • геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
  • буквенными (анаграммы, ребусы, кроссворды).

Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 2 палочек сложить на столе квадрат, а одной палочки - треугольник.

Из всего многообразия головоломок применяем головоломки с палочками, где идет трансфигурация, т.е. преобразование фигур, различные лабиринты (с цифрами и буквами), кроссворды и ребусы, а также всем известные игры “Танграм”, “Пифагор”, “Колумбово яйцо”, “Монгольская игра”, в которых идет активная практическая деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Очень интересны детям кроссворды, их отгадывание и запись слов; лабиринты числовые и буквенные (на прочтение слов), ребусы. Прежде чем дать детям ребусы для их расшифровки, нужно заинтересовать их новым делом (отослать “секретное письмо”, вспомнить фильм про разведчиков, секретных агентов), затем методически грамотно объяснить, как расшифровать слова.

Естественно, вначале наиболее легкие: 100Г, НИ . , a затем 5 но,

кa .

рейка

Некоторые дети могут за 10 минут расшифровать и записать до 8 слов разной сложности.

Для развития сообразительности, смекалки огромное значение имеют загадки, т.к. в загадках присутствуют уподобления, метафорическое описание предмета:

“Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю”
(губы, зубы)

“Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит”
(нос)

Есть арифметические загадки. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Эти свойства загадки вводят ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления (т.е. анализ и синтез).

Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

“Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук,
вертится как бес и дорога в лес”. (Сорока)

“Черненькая собачка, свернувшись лежит;
не лает, не кусает, а в дом не пускает”. (Замок)

“Черная овечка стоит,
Вся в огне горит,
Ясен сокол прилетел,
Весь мир просветлел”. (День и ночь)

“Что за птицы пролетели
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят –
Не воротятся назад” (Дни недели)

Для детей нужно отбирать загадки наиболее простые и элементарные (в соответствии с возрастом).

Знакомим детей с пословицами и поговорками – широко распространенными образными выражениями, которые метко определяют какое-либо жизненное явление, дают ему выразительную эмоциональную оценку.

Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое - что он “надоел как горькая редька”; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он “свалился как снег на голову”.

Конечно, точное освоение пословиц и поговорок представляет для детей большой труд, поэтому на данном этапе (ребенок - дошкольник) знакомим детей с более простыми, чтобы они легче понимали их смысл:

  • “Шиворот навыворот”;
  • “Мозолит глаза”;
  • “Язык проглотить”.

Знакомя детей с загадками, пословицами, поговорками, используем головоломки:

  • “Через одну”;
  • “Кто внимательный?”;
  • “Цифры - подсказки”;
  • “Круглая пословица”,

где обязательно дается “ключик” для разгадки прочитывания: собери пословицу по цифрам по порядку или пропуская по две буквы, или ориентируйся на цвет слогов или букв и т. д.

Загадки, пословицы, поговорки заставляют ребенка думать, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Они позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них умение рассуждать, доказывать.

В группе обязательно оформляем “Уголок занимательных игр, где подбираем игровой материал в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития:

В нем могут быть и настольно-печатные игры, и головоломки, и логические задачи, кубики, лабиринты, материалы из журналов, газет, книг (лабиринты, ребусы, кроссворды), геометрические орнаменты, сюжеты с любимыми героями сказок, шашки, шахматы.

Одновременно ведём работу и с родителями, в ходе которой используем беседы и консультации, совместные игры родителей с детьми, просмотр игр и занятий с детьми, вечера досуга; вместе оформляем игротеку.

Еще раз говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что “знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество.”

Список литературы.

1. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


МДОУ детский сад № 8 «Золотая рыбка»

города Стрежевой Томской области

РЕФЕРАТ

«Интеллектуальное развитие дошкольников в современном ДОУ. Содержание и технологии».

воспитатель

г. Стрежевой

Интеллект (от лат. - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. В свою очередь структура - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект. Как отмечает

М. А. Холодная (1997), с психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект - это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего

Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов. В начале века В. В. Зеньковский, например, включал в это понятие такие психические познавательные функции, как восприятие, внимание, мышление, память.

В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников,

Д. Б. Эльконин рассматривал особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления. В целом же в психологическом знании процессы ощущения, восприятия, мышления относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти называют процессами, сопровождающими познавательную деятельность человека

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения

Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, выра­батывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психо­логов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что при­меняемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А.В. Запо­рожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоцио­нальные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии до­школьного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в ста­новлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невоз­можно.

Теоретические основы формирования интеллектуальных умений ши­роко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др).

При этом особый акцент обращен к выяснению психологических за­кономерностей интеллектуального развития личности, к способам его сти­мулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей со­держания учебного материала.

Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиа­же, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса по­знавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференциальная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Благодаря этому у детей складываются все компоненты психологической готовности к школе, и путем специальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началом математики и грамоты. Естественно, чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, но если результаты обучения окажутся минимальны, это будет свидетельствовать об изначально низком уровне умственного развития ребенка, т.е. о недостаточном уровне сформированности интеллектуальных способностей, связанных с органическими нарушениями или другими причинами, ведущими к проблемам в формировании основных психических процессов

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

Первой ступенью умственного или интеллектуального воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста

В настоящее время сенсорное воспитание (от лат. Sensus чувства) определяется дошкольной педагогикой как специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурной человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов

При этом исследователи, в процессе сенсорного воспитания детей, называют три вида ориентировочных действий, различающих по использованию форм социального опосредования.

Первый вид действий - действия идентификации, т.е. сравнение качества воспринимаемого объекта с эталоном. Дети сравнивают различные предметы между собой, выясняя, одинаковы ли они (по какому-либо критерию). В частности, дидактическая игра "Спрячь мышку" поможет научиться определять цвет, прикладывая дверь к домику.

Второй вид - соотнесение с эталоном. Они необходимы, если какое-нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же, как у эталона, но похоже на него. Например, ребенку показывают ту или иную геометрическую форму, и он должен найти игрушку данной формы.

Третий вид действия - перцептивное моделирование, доставляет дошкольникам особую трудность. Оно необходимо для анализа неоднородных свойств вещей и представляет собой воссоздание воспринимаемого качества из материала эталона. Дети могут выполнять эти действия, например, выкладывая картинки, состоящие из элементов различной формы (елочка, домик, человечек) При формировании оптимальных условий для развития сенсорных и умственных или интеллектуальных способностей детей важнейшую роль играет обобщение опыта наблюдений, предметной и продуктивной деятельности в функционально-знаковой форме.

В дошкольной практике именно по развитию интеллекта часто решается, в какую школу или класс направить учащегося.

Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Умение соотносить план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих данные объекты, свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного). На это обстоятельство особенное внимание обращал А.В. Запорожец.

А.В. Запорожец выдвинул идею о том, что процесс формирования у детей новых действий и приёмов познавательной деятельности протекает по-разному в зависимости от того, на какой из стадий развития интеллекта находится ребёнок.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей и частью общей подготовки к школе.

Решая различные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, учатся последовательно выполнять необходимые действия, чтобы достичь определенного результата, а так же обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей повседневной и игровой деятельности. Овладевая различными знаниями, они приобретают умение кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений способствует развитию качеств, необходимых будущему школьнику.

Сформированность элементарных математических представлений оценивается в процессе выполнения дошкольниками диагностических заданий, проведения с ним разного рода технологий.

Выполнение заданий оценивается в баллах:

0 – ребенок не выполнил задание;

1 – ребенок выполнил задание.

Например, проведем 1 технологию с дошкольником –

Никита Зайцев, подготовительная группа

Количество и счет.

Задачи: Выявить знание цифр от 0 до 9; умения считать в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке; правильно пользоваться порядковыми числительными, понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1); увеличивать и уменьшать каждое из чисел на один (в пределах 10); называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; раскладывать одно число на два меньших (в пределах 10 на наглядной основе), составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять и решать простые задачи в одно действие на сложение и вычитание на наглядной основе; пользоваться знаками действий в цифровых выражениях: плюс (+), минус(-), равно(=).

Материал: Набор цифр, знаки действий: плюс (+), минус (-). Равно (=). Карточки с изображением разного количества предметов. Коробка с набором игрушек (10 матрешек, 7 машинок, 10 огурцов. 7 яблок) к заданием № 16, 17, 18.

Покажи цифры: 7, 8, 3.

(Перед ребенком располагают в ряд пять разных предметов.) Назови: первый и четвертый предмет слева, третий и пятый предмет справа.

Какое число больше 6 на 1? Какое число меньше 6 на 1?

Какое число больше (меньше) – 8 или 9? На сколько? Покажи цифру, обозначающую число, которое меньше числа 8 на1.

Назови соседей числа 5.

Я назову число, а ты назови предыдущее и последующее числа.

Я посчитаю от 1 до 10, а ты назовешь пропущенное число.

С помощью каких цифр обозначается число 10? Покажи их.

Из скольких единиц состоит число 5?

Из каких чисел можно составить число 7?

Я хлопну несколько раз в ладоши, а ты покажи карточку, на которой нарисовано столько же предметов.

Найди карточки с одинаковым количеством предметов.

Посмотри на карточку. Сколько на ней предметов? Назови число на 1 больше (на 1 меньше).

Посмотри на карточки с разным количеством предметов и подбери к ним цифры.

Задача 1. Аня взяла 7 матрешек, а Миша – две машинки. Сколько всего игрушек взяли Аня и Миша? (Перед тем как ребенок начнет решать эту задачу, ему предлагают повторить условие задачи, вопрос задачи, рассказать, как он будет решать задачу.)

Задача 2. У Максима было 6 огурцов, 2 огурца он отдал Денису. Сколько огурцов осталось у Максима? Запиши решение задачи, используя знаки действий и цифры.

Задача 3. Дети вылепили из пластилина несколько яблок. Одно положили в корзину, у них осталось 3 яблока. Сколько всего яблок вылепили дети?

В процессе выполнения ребенком заданий, заполнила диагностическую таблицу

№ задания

Критерий

Количество и счет

Покажи цифры

Назови предмет

Какое число больше (меньше)?

Какое число больше (меньше)? На сколько? Покажи цифру

Назови соседей числа

Назови предыдущее и последующее числа

Назови пропущенное число

С помощью каких цифр обозначается число? Покажи их

Из скольких единиц состоит число?

Из каких чисел можно составить число?

Покажи карточку, на которой нарисовано столько же предметов

Найди карточки с одинаковым количеством предметов

Назови число на 1 больше (на 1 меньше)

Подбери цифры

Общий балл по разделу «Количество и счет»

Высокий уровень – 16 – 18 баллов

Средний уровень – 13 – 15 баллов

Уровень ниже среднего – 10 – 12 баллов

Заключение

В результате подсчета набранного ребенком количества баллов по каждому заданию, мы выяснили уровень сформированности элементарных математических представлений. Исследование позволило установить динамику развития уровня представлений о количестве и счете у ребенка подготовительной группы. В возрасте 6 лет, ребенок отличается достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, смысловое запоминание, интенсивно развивается воображения, обобщенные нормы мышления.

Математические представления являются средством интеллектуального развития старших дошкольников. Важнейшим моментом, составляющим «организацию», является содержание занятий. Таким образом, можно проследить тесную связь оперативных структур детского мышления и общематематических структур. Наличие этой связи открывает принципиальные возможности для построения занятия, развертывающегося по схеме «от простых упражнений, задач, занятий – к их сложным сочетаниям». Одним из условий реализации этих возможностей является изучение перехода к опосредствованному мышлению и его возрастных нормативов

Таким образом, с помощью этих технологий можно выявить уровень интеллектуальной подготовленности ребенка к школе и наметить перспективы дальнейшего развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования первичных математических представлений.

Список литературы

Воспитание и обучение в детском саду /Под ред.А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976.

Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ Л А Парамоновой. О. С. Ушаковой. М., 1987г.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский.– М., 1996г.

Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка/Л.А. Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б.

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002г.

Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» - М. Мозаика – Синтез 2011г.

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. М., 1987г.

Кругецкий В.А. Психология математических способностей у дошкольников. - М.: Просвещение. 1968г.

Мухина В.С. Детская психология/ В.С.Мухина.- М.:Просвещение, 1985г.

Эльконин Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин.-М.:Академия, 2004г.

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»


Логическая игра «Собери круг»


Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»


Логическая игра «Чудо - крестик»


С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.


Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.


Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.


Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака


В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»


Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»


«Подбери ключ»


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»


«Головоломка Пифагора»


Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»


Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»


Логическая игра «Листик»


Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.


Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.


Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.



Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.


Логическая игра «Лото»


Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Вороьева Марина Юрьевна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).

С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка - физических, личностных, интеллектуальных.

Личностные качества

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств:

  • Мотивационная сфера: игровая мотивация, познавательный интерес, учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух), трудовой, общении).
  • Эмоциональная сфера: сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Закладывание ценностных ориентиров: ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое»; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции).
  • Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения, адекватных возрасту - навыки еды, туалета, самообслуживания).
  • Воспитание азов половой идентификации: знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.

Игра - является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим - каким образом игра способствует развитию ребенка.

Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу) ; развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители) ; воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия), представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.