Нарушение развития малыша нередко приводит к формированию хронических заболеваний. Чтобы это исключить их, мама должна соблюдать сроки профилактических осмотров и выполнять рекомендации, полученные от педиатра. Рассмотрим, как происходит развитие ребенка в 9 месяцев, назовем ключевые навыки для этого возраста.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Главными показателями физического развития грудного малыша являются его рост и вес. Непосредственно эти показатели учитываются педиатрами при оценке скорости данного процесса. Стоит отметить, что каждый маленький организм индивидуален, и зачастую отмечается некоторое несоответствие действительных значений с установленными. Все зависит от:

  • наследственности (телосложение мамы и папы);
  • особенностей рациона;
  • установленного режима дня.

Нормы развития ребенка в 9 месяцев устанавливаются ВОЗ. При этом педиатры, проводя осмотр малыша, опираются непосредственно на эти данные. Небольшое отставание или напротив, – увеличение значений таких показателей, как рост и вес, не является поводом для беспокойства. Чтобы исключить возможные нарушения, медики всегда проводят комплексный анализ физического развития малыша, оценивая его состояние, рацион питания. Это помогает установить на начальном этапе задержку, и принять меры к ее коррекции.

Вес ребенка в 9 месяцев

Малыш каждый день получает необходимые ему, полезные вещества и микроэлементы, масса тела его увеличивается. Так за 9 месяц жизни грудничок прибавляет 500 г. При этом масса тела у мальчиков и девочек несколько отличается. Из-за этого всегда указывается отдельные нормы для обеих полов. Вес в 9 месяцев достигает:

  • мальчики – 9-9,5 кг;
  • девочки – 8,25-8,75 кг.

Рост ребенка в 9 месяцев

Правильное развитие ребенка в 9 месяцев предполагает сбалансированное питание. Так за 9 месяц своей жизни грудничок прибавляет 1,5-2 см. При этом, врачи указывают не присутствие зависимости данного параметра от наследственного фактора. У высокорослых родителей, на свет рождаются дети, рост которых превышает установленные нормы. Если мама и папа невысокие, то и их малыш будет иметь рост ниже показателей нормы. Рост в 9 месяцев у детей:

  • мальчики – 71-71,3 см;
  • девочки – 69,5-70,5.

Ребенку 9 месяцев – развитие и питание

Питание грудничка в 9 месяцев должно быть разнообразным и сбалансированным. К этому возрасту в рационе присутствует несколько прикормов, в том числе и мясные блюда. Это способствует правильному росту скелета и мышц. Питание должно быть пятиразовым, с интервалом в 4 часа. Такой режим приема пищи является рациональным для детей данного возраста. Однако возможны некоторые корректировки. Связано это с привычкой самого младенца, который в таком возрасте может выражать свое желание.

Как кормить грудничка в 9 месяцев?

Грудничок 9 месяцев должен принимать пищу по установленному распорядку дня. К такому возрасту у младенцев он уже установлен и налажен. Большинство детей просыпается рано, поэтому первый прием пищи может приходиться на 6-7 часов утра. Если кроха находится на грудном вскармливании, то в это время мама кормит его грудью. Малышам, которые находятся на искусственном питании, утром дают молочную смесь. В качестве альтернативы, для первого приема пищи подходит и молочная каша.

При составлении рациона необходимо учитывать распределение калорийности предлагаемой малышу пищи. Так на 1 и 2 завтрак грудничок должен съедать примерно 30 % от суточной нормы, обед 30 %, полдник и ужин – по 20%. Распределять продукты необходимо с учетом усвояемости. Не стоит предлагать крохе на ужин мясные пюре. Это плохо отразится на его сне, из-за усиления процесса пищеварения. Последний прием пищи должен быть легким, идеальным будет молочная смесь или грудное молоко.

Таблица прикорма грудничка в 9 месяцев

Меню грудничка в 9 месяцев составляется согласно его предпочтениям. В рационе обязательно присутствуют мясные и молочные продукты, которые составляют основу. Так ежедневно кроха кушает молоко, нежирное мясо (кролик, индейка), желток, творог, фруктовые пюре. Для того чтобы разнообразить рацион, мама составляет меню по дням недели (таблица прикорма приведена в качестве примера).

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

При очередном профилактическом осмотре, педиатр зачастую интересуется у мамы, что умеет ребенок в 9 месяцев. Так проводится оценка сенсорных и моторных навыков, которые являются индикатором скорости умственного развития. Среди сенсорных навыков, которыми должен уметь обладать кроха к этому возрасту, педиатры выделяют:

  • ребенок способен брать обеими руками игрушки и подносить к себе;
  • малые предметы берет 1 рукой, те что побольше – двумя;
  • способен ползать, держа какой-нибудь предмет в руке;
  • способен хлопать в ладошки;
  • умеет разворачиваться назад при ползании;
  • может стоять держась за опору, с маминой помощью.

Как развивать ребенка в 9 месяцев?

Существуют различные методики развития ребенка 9 месяцев. При этом вопрос целесообразности раненого развития младенца всегда дискуссионный. В этом возрасте задача родителей – привитие интереса у малыша к процессу познания, любознательности. Непосредственно на формирование данных качеств направлена методика Масару Ибука «После 3 уже поздно». Это книга рассматривает развитие ребенка в 9 месяцев, основные проблемы этого процесса, содержит конкретные примеры.

Автором второй известной методики раннего развития малыша является Мария Монтессори. Создатель придерживается мнения, что важными в процессе формирования личности являются первые 3 года жизни. Этот период она именует, как «психический эмбрион», утверждая, что непосредственно в это время формируется душа ребенка. При этом малыш полностью, зеркально отражает происходящее вокруг, которое в последствии становится частью его личности.

Интеллектуальное развитие ребенка в 9 месяцев

К данному возрасту младенец способен повторять короткие слова. При этом делает он это зачастую осознанно, выражая свою просьбу родителям. Кроме того, малыш может уже играть в простые игры. С их помощью развивается зрительное восприятие, формируется память. У младенца появляются любимые игрушки, которые он практически не выпускает из рук. Этот факт является индикатором активности зрительной памяти.

Чтобы обеспечить правильное развитие ребенка в 9 месяцев, игры в которые мама с ним играет, должны полностью соответствовать его возрасту. Нельзя ставить перед малышом невыполнимых задач. Самые простые занятия способны не только завлечь малыша, но и доставить ему положительные эмоции. Доступны в таком возрасте «Ку-ку», «Ладушки», «Сорока-белобока». Они направлены на развитие сенсорики. Это положительно отражается на мозговых структурах, активации речевого центра. В 9 месяцев ребенок произносит простые слова: папа, баба, мама, дай.

Психическое развитие ребенка в 9 месяцев

Развитие ребенка на 9 месяце жизни достигает новой ступени. Малыш постоянно повторяет отдельные слоги, пытается связывать их в короткие слова. При этом у младенца формируется ассоциация отдельных слов с окружающими объектами – постепенно он начинает называть предметы своими именами. Во время разговора ребенок способен менять интонацию, выражая тем свой восторг или недовольство, отношение к происходящему вокруг. Зачастую родители интересуются у педиатра, почему грудничок 9 месяцев стал капризным. Врачи говорят о начале формирования зачатков характера.

В 9 полных месяцев, грудничок:

  • знает свое имя и откликается на него – поворачивает голову в сторону говорящего, улыбается;
  • понимает простые просьбы – «иди ко мне», «возьми это»;
  • помогает одевать его;
  • указывает пальцем на предметы, которые хочет взять;
  • начинает осваивать жесты – кивает головой при положительном ответе.

Физическое развитие в 9 месяцев

Физическое развитие грудничка в 9 месяцев предполагает способность крохи самостоятельно садится. При этом он может без поддержки просидеть 10 минут. В положении сидя ребенок способен дотянуться до расположенной рядом игрушки. При желании легко изменяет свое положение тела – самостоятельно встает у опоры. Ножки становятся сильнее, поэтому в этом время многие начинают совершать первые шаги. Постепенно необходимость в исчезает, и грудничок теряет к ним интерес.

Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает активные двигательные движения. В таком возрасте многие дети уже . При этом делают это зачастую по-пластунски, из-за того, что быстро устают. Однако у многих малышей такое занятие самое любимое. Младенец изучает окружающие его предметы, свободно передвигается в пространстве. Не стоит переживать, если малыш в таком возрасте не проявляет интерес к ползанию – некоторые, после того как встают на ноги, начинают активно учиться ходить.

Режим дня для ребенка в 9 месяцев практически идентичен режиму . Некоторые изменения можно заметить лишь в рационе питания, содержании развивающих игр и обновлении массажного комплекса.

Примерный распорядок дня для ребенка в 9 месяцев. Основные режимные моменты

  • 6:00-6:30 Пора пробуждения и первой трапезы малыша.
  • 6:30-8:30 Утренний отрезок бодрствования с обязательным выполнением : умывания, смены подгузника, приема воздушных ванн и легкого массажа.
  • 8:30-10:00 Первая прогулка, совмещенная со сном на свежем воздухе.
  • 10:00-10:30 Пора второго кормления.
  • 10:30-14:00 Период активного познания окружающего мира, включающий выполнение зарядки и множество развивающих игр.
  • 14:00-14:30 Очередное кормление крохи.
  • 14:30-16:00 Время поспать. Поспать не прогулке.
  • 16:00-18:00 Проснувшийся кроха полон энергии и готов к выполнению физических упражнений и познавательным играм.
  • 18:00-18:30 Время подкрепиться.
  • 18:30-20:30 Очень удачный момент для совместной семейной прогулки, на которую могут отправиться все члены семьи.
  • 20:30-22:00 Пора общения с домочадцами, благоприятная для спокойных игр; вечерний .
  • 22:00 Вечерняя трапеза ребенка.
  • 22:30-6:00 Сон до утра.

Еще несколько дополнительных вариантов с распорядком дня (вы уже подберете оптимальный вариант учитывая особенности вашего крохи):

Представленная таблица составлена с учетом физиологических потребностей ребенка в 9 месяцев: в ней выдержаны четырехчасовые интервалы между кормлениями, предусмотрено две прогулки, а промежутки, отведенные для активного досуга, оставляют время для развивающих занятий и выполнения физических упражнений .

Сон

Нормальная продолжительность сна малыша этого возраста составляет от одиннадцати до четырнадцати часов в течение суток. Самым продолжительным является период ночного отдыха .

Учитывая разнообразие индивидуальных особенностей девятимесячных малышей, физиологи установили, что чаще всего их дневной сон бывает:

  1. Двухфазным, состоящим из двух полуторачасовых периодов . Это – наиболее оптимальный вариант дневного отдыха, свидетельствующий о нормальном психическом и эмоциональном развитии малыша.
  2. Трехфазным, включающим два кратковременных сорокаминутных промежутка утреннего (в 9:00) и вечернего (в 19:00) отдыха и продолжительного дневного сна, длящегося не менее двух часов . Если этот период совпадает со временем прогулки, малыш может проспать и три часа. Будучи вариантом нормы, такой график сна свидетельствует о чрезмерной утомляемости крохи, еще не готового к продолжительному бодрствованию.

Периоды дневного сна чрезвычайно важны для малыша: они дают ему возможность восстановить истраченную энергию и являются гарантией его хорошего настроения.

О нарушениях сна

Родители нередко становятся свидетелями различных нарушений нормального графика сна:

  1. Некоторые крохи могут нуждаться в отдыхе не 2-3, а 4-5 раз в течение дня, причем продолжительность их сна составляет не более получаса.
  2. Другие детки очень плохо спят по ночам: постоянно ворочаются, вздрагивают (), часто просыпаются, плача () и капризничая, а после пробуждения очень долго не могут заснуть. Успокоившись на руках у мамы после долгих уговоров и укачивания, они ненадолго забываются тревожным поверхностным сном, чтобы вскоре вновь проснуться.

Чтобы нормализовать сон малыша, необходимо найти и устранить причину, спровоцировавшую нарушение его качества и цикличности .

Виновником нарушения дневного сна чаще всего является сильное переутомление малыша, произошедшее из-за обилия внешних раздражителей: большого количества людей в доме, навязчивых игр старших детей, слишком громкой музыки, а также слишком высокая температура и сухость воздуха в детской комнате ().

Для нормализации ночного отдыха необходимо выполнение следующих условий:

  • Перед укладыванием малыша следует хорошо проветрить детскую комнату. Сон с приоткрытой форточкой, гарантирующей постоянный приток свежего воздуха, является идеальным вариантом поддержания комфортного микроклимата;
  • Если спящий кроха имеет обыкновение сбрасывать одеяльце, нет необходимости стоять всю ночь над его кроваткой. Достаточно всего лишь правильно одеть его перед сном. Помимо одноразового подгузника на малыше должна быть легкая пижама и носочки;
  • Отличными вариантами подготовительных процедур, способствующих продолжительному ночному отдыху, являются: выполнение гимнастики, сопряженной с расслабляющим массажем и ритуал вечернего купания малыша;
  • Игры, предшествующие засыпанию, должны быть спокойными;
  • Очень хорошо, если в процедуру укладывания ребенка родители включат традицию чтения добрых сказок. Подросший кроха уже способен выслушать 2-3 не слишком длинных текста;
  • Отличным звуковым фоном для засыпания младенца является негромкое пение колыбельных.

Родителей зачастую тревожит беспокойный ночной сон ребенка. Жалобы разные: малыш плохо засыпает, часто просыпается, плачет во сне. Почему так происходит и что нужно делать?

О рационе питания

Зная, что режим питания 9-месячного ребенка включает пять кормлений, а суточный объем съедаемой пищи (не считая питья) должен составлять не менее одного литра, нетрудно подсчитать, что за одно кормление он должен получать не менее 200 мл продуктов, предназначенных для детского питания.

Начиная с этого возраста, у многих мамочек грудное вскармливание начинает отходить на второй план (грудь малышу дают при пробуждении и при укладывании на ночь). Основу детского рациона отныне составляют супчики, каши, овощные и фруктовые пюре. Для увеличения питательности блюда в легкие супчики и овощные пюре целесообразно добавлять мясо, нарезанное мелкими кусочками. Поскольку у малыша к этому времени есть несколько () зубов, необходимость в его протирании отпадает .

Не меньшей питательностью обладает и отварной яичный желток, его точно так же добавляют в супы и пюре, внося тем самым разнообразие в детское меню. Следует лишь помнить о том, что не следует давать крохе мясо и желток в один и тот же день.

В этом возрасте можно познакомить ребенка с блюдами из нежирных сортов океанической рыбы (трески, минтая, пикши, хека, камбалы). Учитывая высокую аллергенность этого продукта, вводить его следует постепенно и очень осторожно , начав с половины чайной ложечки приготовленного на пару или отварного рыбного филе (можно также дать рыбное пюре из баночки).

Если покормить кроху рыбой в утренние часы, можно пронаблюдать за реакцией его организма. При этом не следует давать ему никакие другие новые продукты. Если после знакомства с новым блюдом у него не покраснели щечки и не выступила сыпь, это свидетельствует об отсутствии у него аллергической реакции на рыбу. Значит, в следующий раз порцию рыбки можно будет немного увеличить.

Очень важно, чтобы в рационе растущего крохи было достаточно свежих овощей и фруктов: насыщая его организм витаминами и микроэлементами, в ряде случаев они могут решить проблемы с нормализацией стула. При возникновении запора персиковое или сливовое пюре может исполнить роль безопасного природного слабительного. Кусочки фруктов (персики, бананы, яблоки) и ягоды можно добавлять в каши и детский творожок: это улучшит их вкус и повысит питательную ценность.

Молодым мамам будет полезно взглянуть на примерный план суточного рациона подросшего крохи:

  • 6:00 Проснувшегося грудничка прикладывают к груди, а искусственнику дают бутылочку с молочной смесью.
  • 10:00 Отличным вариантом завтрака будет кашка и пюре из свежих фруктов.
  • 14:00 На обед можно предложить малышу овощной супчик с кусочками мяса или яичным желтком. Неплохим вариантом трапезы может стать овощное пюре с мясом, а в качестве десерта подойдет тертое яблоко. Полноценной заменой мясу со временем могут стать блюда из океанической рыбы.
  • 18:00 Лучшее время для перекуса из детского творожка и фруктового сока. Крохи, любящие более сытную пищу, могут поужинать кашкой с кусочками мелко нарубленного мяса.
  • 22:00 Засыпающего малыша снова прикладывают к маминой груди или дают молочную смесь.

Для поддержания правильного водного баланса в организме малыша мама должна позаботиться о том, чтобы он получал необходимое количество жидкости: детского чая, питьевой воды, морсов и соков .

Моя таблица прикорма в 6-9 месяцев

О физическом развитии

Девятимесячные ребятишки без проблем встают на ножки и при поддержке за обе ручки или держась за какую-либо опору. Для того чтобы способствовать укреплению их мышц, необходимо не менее двух раз в день заниматься гимнастикой , включая в комплекс упражнения:

  • с круговым вращением ручек;
  • на сгибание и разгибание ножек (одновременное и поочередное);
  • с поочередным сгибанием и разгибанием ручек малыша, держащегося за мамины пальцы;
  • стимулирующие ползание;
  • с выполнением скользящих шагов;
  • на приседания (при поддержке за подмышки);
  • с наклонами корпуса вперед (при выпрямленных ножках).

Перед выполнением следующего упражнения необходимо снимать напряжение с мышц при помощи легкого расслабляющего массажа. Каждое движение следует повторять не менее пяти раз, а общая продолжительность комплекса не должна превышать десяти-пятнадцати минут.

Стремясь как можно быстрее научить кроху ходить, многие мамы используют ходунки, не подозревая о том, что этот нехитрый тренажер является слишком большой нагрузкой для неокрепших ножек .

Даже опытный педиатр не может точно сказать, какая именно нагрузка необходима для правильного развития того или иного ребенка, а у некоторых мам, увлекшихся хлопотами по хозяйству, малыши находятся в ходунках неоправданно долго. Именно поэтому от использования ходунков лучше отказаться, дав малышу возможность самостоятельно осваивать новые навыки.

О развивающих играх и занятиях

  • Любимыми играми малышей по-прежнему остаются «Ладушки», «Сорока-ворона»;
  • Девятимесячный возраст – время активного развития мелкой моторики, именно поэтому малыши начинают проявлять интерес к мелким предметам, пытаясь сорвать цветок или подобрать камешек во время прогулки. Зная об этом, мама должна контролировать своего кроху, пресекая все его попытки отправить находку в рот. А вот во время кормления этот интерес нужно всемерно поддерживать, давая малышу возможность удерживать в ручках кусочки хлеба или ломтики фруктов. Так же полезно давать ему ложку – раз за разом пытаясь управлять ею, кроха через какое-то время научится есть самостоятельно ();
  • Развитию мелкой моторики чрезвычайно способствуют занятия, состоящие во вставке (и последующем извлечении) горошин, зерен фасоли или чечевицы в комочек соленого теста. Можно предложить крохе собрать в коробочку рассыпавшиеся пуговицы, крупные бусины или камешки. Во время этих занятий взрослый должен очень внимательно наблюдать за малышом, тянущим в рот каждый предмет;
  • Ребятишкам этого возраста очень нравится игра в прятки. В игре могут принять участие оба родителя. Один, спрятавшись за угол, должен произнести «ку-ку» и на мгновение показаться крохе. После этого, взяв малыша на руки, мама может спрятаться вместе с ним и точно так же выглянуть из-за угла. Восторгу крохи не будет предела;
  • Настала пора познакомить малыша с представлением о цвете. На протяжении нескольких дней можно вместе с ним выкладывать башенку из одноцветных кубиков, все время акцентируя его внимание на названии их цвета. Потом можно добавить один кубик контрастной окраски. Пусть кроха запомнит и осознает различие цветов. Через некоторое время можно попросить его подать кубик определенного цвета. Вариантом игры является работа с размерами (большой-маленький) и количеством (один-много) предметов (учим с ребенком цвета — ).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Ежедневное следование одному и тому же режиму дня дисциплинирует кроху, формирует у него ряд полезных навыков и привычек (например, процедура утреннего умывания, стремление мыть руки перед едой, обыкновение просыпаться и принимать пищу по часам, ритуал ежевечернего приема ванны), которые пригодятся ему в дальнейшем.

ВИДЕО ГИД

В 9 месяцев ребенок умеет многое: он активно ползает, пытается вставать или уже стоит самостоятельно с опорой. Некоторые малыши, держась за руку родителей, могут делать первые неуклюжие шаги, путешествуя по помещению.

Девятимесячные дети начинают показывать характер, например, могут отвернуться от каши, требуя вкусное пюре, или протестуют против коляски, пытаясь из нее выбраться. Малыши меньше спят днем и больше бодрствуют, а также требуют немало родительского внимания и активно познают мир.

Физическое и психическое развитие 9-месячного ребенка

Масса тела ребенка за девятый месяц жизни увеличивается примерно на 500 г. В среднем малыш, родившийся на 3,2-3,5 кг, сейчас весит 9-9,5 кг. Рост 9-месячного ребенка составляет 70-72 см. Мальчики, как правило, на 1-2 см выше девочек.

На девятом месяце дети уже умеют хорошо сидеть, могут без труда лечь из положения сидя, а потом так же легко сесть. Руки малыша окрепли до такой степени, что он может вставать, держась за манеж, кресло или диван, но долго стоять на ножках ему пока тяжело, поэтому он часто падает, отпуская опору, а затем снова встает, повторяя одни и те же действия много раз.

Продолжается развитие речи ребенка, и в его словарном запасе появляются новые слова: «ам», «баба», «дай» и т.д. Малыш пробует моделировать собственный голос, разговаривая тихо или громко.

В воспитании ребенка в этом возрасте выделяются две главные задачи:

  • Развитие речи и языка;
  • Формирование целенаправленных движений.

Общаясь с малышом, читая ему книжки, необходимо стараться, чтобы ребенок повторял определенные звуки и слоги.

У детей в 9 месяцев ярко выражены наблюдательность и подражательная реакция, они смотрят на родителей и пытаются повторять за ними. Используя эту возможность, можно научить ребенка новым, более сложным действиям, например, складывать в ведерко игрушки или доставать их из шкафа.

В 9 месяцев ребенок умеет совершать такие действия:

  • Хлопать в ладоши;
  • Стоять с маминой помощью;
  • Играть двумя игрушками в обеих руках;
  • Ползать, держа в одной руке предмет;
  • Копировать поведение и эмоции других детей;
  • Говорить «мама», «баба», «папа», «ам», «дай»;
  • Выполнять несложные просьбы;
  • Имитировать чей-то кашель, смех или чиханье;
  • Внимательно выбирать игрушки для игры.

Режим 9-месячного ребенка

В режиме дня малыша 9 месяцев изменений практически нет. Ребенок все так же просыпается около 6-7 часов утра, а засыпает примерно в 22 часа. Количество кормлений в сутки остается прежним – 5 раз.

В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5-2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2-2,5 часа.

Периоды бодрствования становятся все более продолжительными, и после кормления малыш не спит по 1,5-2 часа, а иногда и больше. Это время заполнено игрой и общением с родителями.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам.

В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж.

Гулять с ребенком следует не менее 2-3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5-3 часа.

Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день.

После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну – спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Особенности режима питания и меню 9-месячного ребенка

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище.

Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья.

Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре.

В 9 месяцев ребенок умеет жевать пищу, но это не значит, что ему можно давать еду кусочками. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Следует продолжать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:

  • 6.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси;
  • 10.00 – 120-130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом;
  • 14.00 – 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок;
  • 18.00 – 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок;
  • 22.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Развивающие игры для 9-месячного малыша

В режиме 9-месячного ребенка все больше времени, когда он бодрствует. Умея ползать, малыш без труда добирается в разные уголки квартиры, поэтому за ним необходим постоянный присмотр. Территория, по которой передвигается кроха, должна быть максимально безопасной.

Удовлетворить потребности ребенка в познании можно постоянными играми, рассматриванием иллюстрированных книг о животных, насекомых, бытовых предметах. Также очень познавательны прогулки на природу, особенно весной и летом. Малышу нужно рассказывать обо всем, что его окружает.

Очень полезно с помощью игр развивать мелкую моторику рук, используя в качестве подсобных материалов крупные бусины, пуговицы, камешки, крупу и другие предметы. Так как дети в этом возрасте склонны пробовать все на вкус, следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он случайно не проглотил какой-либо мелкий предмет.

В 9 месяцев с ребенком вполне можно играть в прятки. Особый восторг у крохи вызывает ситуация, когда взрослый прячется за углом, а затем, показываясь на секунду, издает звук «ку-ку».

Правильный режим дня не только улучшает настроение ребенка, но и дает свободу его родителям. Малыш приобретает полезные привычки и навыки, например, умывание по утрам и вечернее купание, приемы пищи в определенное время, сон и утренний подъем «по часам». Все это пригодится ребенку в жизни, а у родителей не возникнет проблем с обучением его новым правилам в старшем возрасте.

Видео с YouTube по теме статьи:

В этом возрасте он кардинально изменяется. Это уже не тот неповоротливый малыш, который большую часть времени проводил в манеже или на руках. Грудничок стал очень активным и невероятно любопытным. Расскажем подробно, каким же должно быть развитие ребенка в 9 месяцев.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный малыш умеет быстро ползать в различных направлениях, легко может залезть на небольшие возвышения (например, подушку, лесенку детской горки). Он без труда ложится из положения сидя и садится из положения лежа. Может сидеть самостоятельно длительное время, играя с игрушками. Большинство малышей уже могут стоять, подпрыгивать, передвигаться приставным шагом, держась за опору одной или двумя руками.

В 9 месяцев ребенку нравится подражает взрослым: хлопать, опускать и поднимать ручки, мотать головой. Он с большим интересом рассматривает в зеркале свое отражение. С легкостью берет в руку небольшую игрушку, рассматривает ее, пробует на вкус, размахивает и гремит ей.

Ребенок осваивает пинцетный захват: теперь он берет игрушки только двумя пальчиками — большим и указательным. Он совершенствует свои действия с небольшими предметами: высыпает, вынимает их из емкости, собирает все обратно, открывает и снимает крышки с коробок. Малыш может одновременно играть с двумя игрушками, держа по одной в каждой ручке.

Девятимесячный ребенок начинает проявлять особый интерес к некоторым игрушкам. Радуется в ответ на получившиеся действие (например, высыпал игрушки из коробки). Ему интересно наблюдать за другими детьми и их играми. В этом возрасте ребенок выражением лица может показать интерес, радость, обиду, удовольствие, внимание.

В 9 месяцев ребенок знает названия многих окружающих предметов, игрушек. Он прекрасно понимает слова «кушать», «ложись», «брось», «вставай», «дай», «на», «мама», «папа», «деда», «баба» и многие другие, которые чаще всего слышит. Он воспроизводит множество звуков и интонаций. Его лепет потихоньку начинает приближаться к осмысленной речи. Ребенок повторяет за взрослыми различные звуки, слоги. Подражает взрослым: чихает, пищит, гудит, фыркает.

Девятимесячный малыш может самостоятельно пить из поильника, кушать хлеб, печенье, сушку.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Вес мальчиков 7900 — 10500 г
Вес девочек 7500 — 9700 г
Рост мальчиков 68,2 — 75,1 см
Рост девочек 67,5 — 74,1 см
Окружность головы мальчиков 41,5 — 47,4 см
Окружность головы девочек 40,5 — 46,4 см


Питание ребенка в 9 месяцев

Основной пищей малыша по-прежнему остается грудное молоко либо молочная смесь. Меню становится более разнообразным. В рационе присутствуют каши (гречневая, кукурузная, рисовая, пшеничная, перловая, овсяная), фрукты (яблоки, бананы, персик, чернослив, груша), овощи (картофель, кабачки, морковь, тыква, капуста), мясо (курица, телятина, индейка, нежирная свинина), кисломолочные продукты, супы, яичный желток, сухари, сок.

Можно давать в качестве прикорма готовые овощные, мясные и фруктовые консервированные пюре, растворимые каши, соки. Также можно готовить прикорм самостоятельно.

Примерное меню ребенка:

  • 06:00 — грудное молоко или молочная смесь;
  • 10:00 — овсяная каша, фруктовое пюре, сок или компот;
  • 14:00 — суп, мясное пюре, овощное, сок или компот;
  • 16:00 — печенье, детский кефир;
  • 18:00 — овощное пюре, творог, сухарик;
  • 21:00 - грудное молоко или молочная смесь.

Режим ребенка

Очень важно для физического и интеллектуального развития младенца соблюдать его режим дня. Сон, как правило, позволяет крохе восстановить силы и быть всегда в хорошем настроении. А регулярный прием пищи в нужном количестве для данного возраста, сохранит ребенку его здоровье и обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта. Также следует выполнять регулярно и другие занятия с малышом — купание, прогулки на свежем воздухе, массаж, игры.

Грудничку по-прежнему необходим продолжительный сон — 14-15 часов в сутки, 9-10 часов из которых приходится на ночной сон. Некоторые дети могут укладываться на дневной сон 3 раза по 1-1,5 часа, другие — 2 раза по 2-2,5 часа.

Просмотров: 32111 .

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас – так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 – 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким – возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками



– В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому – смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: “Покажи, как летает птица”, “Помаши ручкой”, “Покажи привет/пока” и др. Понимает запреты и указания типа “сядь”, “подойди сюда”, “встань”, “обними маму”. Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь – т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы – все они “крутятся” относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу – для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.



Сенсорные коробки с крупами или бобами – отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей – отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.



Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя – с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.