Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками - основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы, аккуратно одеваться, убирать за собой игрушки и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний.

Гигиенические навыки формируются медицинскими работниками, воспитателями, техническим персоналом детского учреждения и, конечно, родителями. Врач, входя в состав педагогического совета дошкольного учреждения, должен постоянно информировать его членов о новой литературе по данному вопросу, методических и наглядных материалах и др. Вместе со старшим воспитателем в детском саду врач организует методический уголок, в котором сосредоточиваются: а) конспекты занятий, уроков на гигиенические темы; б) наглядный и учебный материалы; в) картотека методической литературы; г) перечень гигиенических вопросов в различных разделах программы воспитания; д) наглядные пособия для детей, подобранные по теме охраны здоровья.

Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей ясельного и дошкольного возраста определено следующими разделами Программы воспитания детей в детском саду: «Организация жизни группы и воспитание детей», «Воспитание навыков личной гигиены», «Игры», «Занятия», «Труд», «Физическая культура». Программа предусматривает сообщение по каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков, специализированную помощь в этом воспитателям оказывает врач.

В практической работе по привитию гигиенических навыков необходимо учитывать, что гигиеническая процедура - это целая серия взаимосвязанных действий, каждое из которых требует обучения. Указание «вымой руки» ребенку выполнить совсем не просто. Правильная процедура мытья рук в действительности состоит из 15 действий, а именно:

1) закатать рукава;

2) открыть кран;

3) смочить руки;

4) взять мыло;

5) смочить мыло и руки;

6) помылить руки;

7) положить мыло;

8) движениями кистей рук размыливать мыло на тыльной и ладонной поверхности, между пальцами, в области запястья;

9) смыть мыло;

10) взять мыло и, опять намылив руки, положить его, выполнить движения кистями, указанные в пункте 8;


11) тщательно смыть пену;

12) стряхнуть воду;

13) взять полотенце и тщательно вытереть руки со всех сторон;

14) повесить полотенце на место;

15) опустить рукава.

Если ребенка не учили этим действиям или он не освоил их полностью, не запомнил последовательности, то команда «вымой руки» понимается и выполняется по-разному. Без специального обучения ребенок может выполнить 2-3 действия, но не 15. Следовательно, в основе гигиенического обучения и воспитания должны лежать детальный показ и постепенное наращивание одного усвоенного звена на другое, исправление ошибок, закрепление освоенного действия.

Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и др., в доступной им форме разъяснять значение того или иного гигиенического правила и важности его соблюдения. Гигиеническое воспитание детей можно успешно осуществлять лишь при условии сознательного отношения к нему воспитателей и активной помощи родителей и технического персонала, работающего в дошкольном учреждении.

В процессе гигиенического обучения детям сообщаются определенные знания, формируются навыки гигиенического поведения. Гигиеническое обучение следует планировать, готовить и проводить так же тщательно и систематически, как занятия по счету, лепке, письму и др. Навыки личной гигиены формируются в раннем возрасте. Методика их воспитания со временем меняется. У детей до полутора лет в основе ее лежит подражание, младшего возраста (1,5-3 года) - совместные действия, среднего (4-5 лет) - доступное данному возрасту обоснование требований, осознание навыков, контроль, старшего дошкольного (6-7 лет) - объяснение на более высоком уровне, осознание навыков, контроль и самоконтроль за действиями. При объяснениях (обоснованиях) излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка данного возраста. Наглядность сочетается со словесным воздействием: воспитатель показывает, рассказывает, поясняет, читает; ребенок смотрит, слушает, отвечает, пересказывает, объясняет.

Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; оснащение передней или вестибюля необходимыми приспособлениями для вытирания ног (мат, тряпка) и щетками для чистки обуви и одежды.

Работа с родителями. Задачу по сохранению и укреплению здоровья детей нельзя решить, не привлекая усилия семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка. В вопросах санитарного просвещения и гигиенического воспитания большую роль играют средства массовой пропаганды: радио, телевидение, статьи в газетах и журналах, научно-популярные издания, санитарно-просветительные брошюры и памятки.

Тем не менее, необходимо учитывать, что широкое распространение средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Поэтому задача санитарного просвещения - не только давать теоретические знания, но и учить практическому овладению гигиеническими навыками. Особенно это важно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, так как для сохранения их здоровья громадное значение имеют условия, в которых они живут и воспитываются.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение проводится инструктаж родителей врачом или медицинской сестрой в присутствии воспитателя группы, в которую зачисляется ребенок. На инструктаже родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения у него инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, указывают на необходимость соблюдения и дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, закрепления в семье гигиенических навыков, прививаемых ребенку в яслях или саду. Для родителей проводят лекции, беседы, выпускают санитарные стенные газеты или бюллетени, вешают доски вопросов и ответов и т. д.

Исключительно важны и наиболее действенны индивидуальные санитарно-просветительные беседы: во-первых, потому что они ведутся с учетом особенностей ребенка, его родителей и окружающей обстановки; во-вторых, сказанное относится конкретно к данному ребенку, и родители стараются выполнять данные рекомендации. Практика показывает, что медиков и педагогов, не жалеющих времени для бесед с родителями об уходе, питании, закаливании и воспитании здорового ребенка, родители глубоко уважают и ценят.

Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой, касающейся вопросов ухода, режима дня, питания, динамики физического и нервно-психического развития детей того возрастного периода, к которому относится конкретный ребенок.

Существенную помощь в гигиеническом воспитании родителей оказывают санитарные бюллетени, представляющие собой наглядную форму санитарно-просветительной работы, позволяющую осветить любые актуальные вопросы охраны детского здоровья. Санитарные бюллетени выпускаются силами сотрудников детского учреждения и вывешиваются в местах пребывания родителей (холлах, коридорах, около медицинской комнаты и кабинета заведующей). Особая ценность санбюллетеней состоит в том, что они отражают насущные вопросы конкретного учреждения и приводят в качестве примеров местный материал. Выдумка, фантазия, доступный язык, яркое оформление - основные требования к этой форме работы.


Лекция 17. Особенности и гигиена органов пищеварения в детском возрасте

Нормальное развитие ребенка находится в тесной связи с деятельностью его органов пищеварения. Расстройство пищеварения приводит к расстройству питания, нарушению обмена, которое нередко сопровождается нарушением функций многих органов и систем.

Органы пищеварения ребенка, особенно раннего возраста, отличаются функциональной незрелостью и повышенной уязвимостью. В то же время интенсивность обмена веществ у детей требует высокой активности пищеварительных процессов. Поэтому педиатрия и детская гигиена уделяют большое внимание изучению и разработке детского питания и гигиеническим принципам его организации. Рациональное питание, соответствующее потребностям ребенка и отвечающее гигиеническим требованиям, - основная профилактика заболеваний органов пищеварительного тракта.

Органы пищеварения у детей раннего возраста имеют свои особенности. Малышам трудно усваивать сухую, жесткую и твердую пищу, у них легко возникают такие расстройства, как рвота и срыгивание, поносы и запоры. Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, при его заболеваниях она способствует развитию интоксикации; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечнососудистой системы.

Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов начинается заселение его микроорганизмами. Микрофлора в первые месяцы жизни в значительной степени обусловлена характером вскармливания. Она выполняет в организме определенные функции: подавляет и уничтожает болезнетворных и гнилостных микробов, принимает участие в синтезе витаминов и обладает ферментативными свойствами. Однако при ослаблении защитных сил организма или болезненных изменениях в кишечнике некоторые микробы, не опасные при других обстоятельствах, могут вызвать заболевания, объединяемые под названием дисбактериоз.

Согласованной работе органов пищеварения и пищеварительных желез способствует режим питания. К четко установленному времени приема пищи активность пищеварительных желез возрастает, они начинают вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу, которая хорошо обрабатывается и усваивается организмом.

Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи снижает аппетит и нарушает дальнейший ритм пищеварения. Очень важно, чтобы трехразовое питание детей в дошкольном учреждении обязательно дополнялось четвертым приемом пищи дома (ужином). Обеспечению наиболее полноценного рациона ребенка в течение суток служит составление врачом детского учреждения рекомендаций для ужина, которые ежедневно вывешиваются в приемных комнатах групп. Следует проводить с родителями разъяснительную работу о важности своевременного полноценного питания, бороться с «кусочничеством», когда взрослые, пришедшие за ребенком в детское учреждение, тут же дают ему в руки булку, печенье или конфету, перебивая таким образом аппетит перед ужином.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


РАЗРАБОТАНЫ Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР В.Е.Ковшило "12" ноября 1975 г. N 1366-75

Для педагогического и медицинского персонала дошкольных учреждений

Для работников органов народного образования

Для санитарно-эпидемиологической службы и домов санитарного просвещения


С первых дней Советской власти забота о здоровье детей стала главнейшей задачей государства. В стране создана огромная сеть детских лечебных и профилактических учреждений - поликлиник, больниц, санаториев, детских яслей и детских садов. На страже здоровья подрастающего поколения стоят сотни тысяч медицинских работников. Однако успешную профилактическую работу медики не могут вести только своими силами; в ней должны принимать участие все, кто занят воспитанием детей, и в первую очередь - персонал дошкольных учреждений.

Проблема охраны и укрепления здоровья детей встает особенно остро в связи с их подготовкой к школе, которая должна начинаться уже с раннего дошкольного возраста.

Стоящая перед работниками дошкольных учреждений задача воспитания здорового ребенка - сложна и ответственна. Основой этой работы является правильная организация и методика физического и гигиенического воспитания.

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гигиеническое воспитание как раздел воспитательно-образовательной работы с детьми имеет свои задачи, содержание и методику. Рациональное использование условий внешней среды, сообщение детям элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитание культуры поведения - вот основные задачи этого раздела работы.

Решение этих задач тесно связано с другими направлениями воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью товарищей), трудовым и эстетическим воспитанием (соблюдение гигиенических требований, формирование навыков самообслуживания), а также с умственной подготовкой (обогащение представлениями и значениями).

Содержание работы по гигиеническому воспитанию детей определено следующими разделами "Программы воспитания в детском саду":* "Организация жизни группы и воспитание детей", "Воспитание навыков личной гигиены", "Игры", "Занятия", "Труд", "Физическая культура". Программа предусматривает сообщение на каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков.
__________________
* Программа воспитания в детском саду. М., "Просвещение", 1971.


Многие культурно-гигиенические навыки, несмотря на казалось бы благоприятные условия для их формирования, долгое время остаются неустойчивыми. Это - выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, соблюдение правил личной гигиены и др. Например, очень часто ребенок, который каждый день в течение 4-5 лет делает зарядку в детском саду, не приобретает стойкого навыка к ней (по данным ЦНИИ санитарного просвещения, только 15% первоклассников делают утреннюю гимнастику).

То же самое можно сказать и о других гигиенических навыках, прививаемых дошкольникам. Педагоги объясняют это тем, что еще слабо разработаны методы постоянного упражнения в поведении, в то время как необходимость накопления детьми такого опыта очевидна.

Следует учитывать, что характер педагогических приемов определяется эмоциями дошкольников: требования воспитателей должны вызывать у детей положительное отношение.

В воспитательной работе важно использовать увеличивающуюся с возрастом самостоятельность и активность детей.

Гигиеническое воспитание не может проводиться от случая к случаю. Это непрерывный и планомерный процесс. Усложнение программного материала от группы к группе соответственно меняет и методику формирования и закрепления гигиенических навыков: в младшем дошкольном возрасте - совместные действия, показ и объяснения, в старшем - обоснование требований, создание навыков, контроль и самоконтроль за действиями.

Гигиенические сведения, сообщаемые детям, должны быть доступны и достоверны. Излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка. Так, целесообразно дать, например, некоторые сведения о пользе зарядки, закаливания, о необходимости мыть руки. От старших дошкольников надо требовать сознательного и прочного усвоения материала программы по гигиеническому воспитанию.

Большое значение в воспитании и обучении имеет принцип наглядности. Поэтому в работе с детьми необходимо широко использовать фотографии, диафильмы, иллюстрации, наборы к фланелеграфу и др. Большинство гигиенических вопросов связано с предметами и явлениями окружающей среды. Показ этих предметов и действия с ними позволяют раскрыть те их стороны, которые играют важную роль в формировании гигиенического поведения, но обычно остаются незамеченными или недостаточно осмысленными детьми. Наглядными пособиями могут служить предметы личной гигиены, ухода за одеждой и обувью и др. Наглядность должна сочетаться со словесным воздействием: воспитатель - показывает, рассказывает, поясняет, читает; ребенок - смотрит, отвечает, пересказывает, объясняет.

СРЕДСТВА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Правильное развитие и здоровье детей зависят от соблюдения режима дня, правильного питания, достаточного пребывания на свежем воздухе. Кроме этого, большое значение приобретает закаливание, санитарное состояние помещений, соответствие гигиеническим кормам естественного и искусственного освещения, мебели, а также то, насколько дети овладели навыками и привычками, способствующими охране здоровья.

От персонала дошкольных учреждений требуется немало усилий, чтобы создать необходимые условия для гигиенического воспитания и правильно их использовать.

Ознакомление с дошкольными учреждениями показало, что подавляющее большинство из них соответствует установленным гигиеническим требованиям. Здесь строго соблюдается режим, проводятся мероприятия, необходимые для правильного физического и психического развития детей, для укрепления их здоровья.

Вместе с тем наблюдения показали, что имеющиеся условия для правильной организации гигиенического воспитания детей не всегда полностью используются. Это относится к проведению закаливания, занятиям физкультурой.

Закаливание

Важное место в общем комплексе оздоровительных мероприятий занимает закаливание. Под закаливанием обычно понимают систему воздействий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды. Закаливание позволяет быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Проведение закаливающих процедур не только укрепляет здоровье ребенка, но и развивает его волю, положительные черты характера.

Наиболее благоприятный период для начала закаливания детей и выработки привычки к нему - летнее время. Вполне естественно, что в это время работа дошкольных учреждений строится с учетом наиболее полного использования естественных закаливающих факторов: воздуха, воды и солнца.

Закаливание воздухом . С наступлением теплых дней необходимо так организовать жизнь детей, чтобы большую часть времени они находились на свежем воздухе. Для этого надо использовать время, отведенное на прием пищи, игры, занятия, дневной, а там, где возможно, и ночной сон.

Место для дневного сна на воздухе должно быть сухим, хорошо защищенным от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Для ночного сна хорошо использовать специально оборудованные веранды. Если же дети спят ночью в групповой комнате или спальне, то, чтобы обеспечить достаточный приток свежего воздуха, рекомендуется открывать окна. В дневное время при температуре воздуха (в тени) 30° и выше во избежание перегревания детей также желательно уложить спать в комнатах с открытыми окнами.

В долгие летние дни дети обычно плохо засыпают. Для воспитания у ребенка привычки засыпать в новых условиях нужно строго следить за тем, чтобы время отхода ко сну было постоянным. Во время сна в группе должна быть полная тишина. Разговоры воспитателей, стук и иные шумы отвлекают детей. Если кто-нибудь из детей не может долго заснуть, не следует его травмировать частыми и резкими замечаниями.

Одежда дошкольников. Закаливающее действие воздуха обусловлено разницей температур окружающей среды и поверхности тела ребенка. Разница эта колеблется в больших пределах в зависимости от одежды. Естественно, что чем легче одежда, чем более открыто тело, тем свободнее доступ воздуха и эффективнее его воздействие на кожу ребенка.

В первые теплые летние дни дети ходят с обнаженными руками и ногами, затем в легком сарафане или майке и, наконец, в одних трусах. В дальнейшем, когда выработается привычка переносить температурные колебания воздуха, детей можно оставлять в легкой одежде и в более прохладные дни.

Во время прогулки воспитатели следят за тем, чтобы у каждого ребенка был головной убор (панама, соломенная кепка, пилотка). Это защитит детей от перегревания и солнечного удара.

Хождение босиком. Общепризнанной закаливающей процедурой считается хождение детей босиком, которое им доставляет большое удовольствие. Однако при этом следует учесть ряд обстоятельств: начинать ходить босиком нужно в теплые дни по прогретой сухой земле, лучше всего по прибрежному песку. Это полезно и с точки зрения предупреждения плоскостопия.

После того как дети привыкают ходить босиком по прогретой сухой земле, им можно разрешить побегать по лужайке. Однако, чтобы избежать травм, необходимо предварительно принять самые тщательные меры предосторожности. На участке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, сучков и др. Кожа у детей нежная, и во избежание ушибов, проколов и других мелких травм не рекомендуется гулять босиком в лесу, особенно в хвойном.

После хождения босиком следует проследить, чтобы дети не только вымыли ноги, но и старательно их вытерли.

Из специфических закаливающих процедур широко распространены воздушные ванны.

Для воздушных ванн выбирают теневую площадку, защищенную от ветра (терраса, веранда). Дети остаются в одних трусах. Начинать закаливание следует в тихую погоду при температуре воздуха 23-24°. Когда ребята привыкнут к такой температуре, воздушное закаливание можно проводить и в более прохладную погоду. Длительность первых воздушных ванн должна быть не более 10-15 минут; затем она постепенно увеличивается до 30 минут, а при благоприятных условиях - до 1 часа.

При проведении ванн лежа следует через одинаковые промежутки времени поворачиваться на спину и живот. Детям, у которых отмечается повышенная нервная возбудимость, длительность воздушной ванны должна быть ограничена до 15 минут при температуре воздуха в тени не ниже 18°.

Таблица 1

Закаливание воздухом

Возраст

3-12 месяцев

Минимальная температура воздуха в градусах

Продолжительность первой ванны в минутах

Максимальная продолжительность ванн в минутах


Воздушные ванны хорошо сочетать с подвижными играми и физкультурными упражнениями. Воздушные процедуры обязательно должны контролировать медицинские работники дошкольных учреждений.

Закаливание водой . Водные процедуры можно проводить в любых условиях (в городских и загородных). Их легко дозировать в зависимости от возраста, состояния здоровья, эмоционального настроения детей.

Приучать ребенка к холодной воде следует с самого раннего возраста.

Постепенное снижение температуры воды содействует более быстрой адаптации, приучает кожу, весь организм ребенка к холоду, способствует предупреждению простудных заболеваний.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем является ее хорошим массажем, способствует лучшему ее кровоснабжению.

Умывание, которое ежедневно проводится по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может стать и закаливающей процедурой. Для этого температура воды с 28° постепенно снижается (на 1° каждые 2-3 дня) и доводится для детей 1-2 лет до 20°, 2-3 лет - до 16°, с 3 лет и старше - до 14°, а обмываемая поверхность тела с возрастом увеличивается: детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, детям 2-3 лет, кроме этого, - шею и руки до локтя, от 3 лет и старше можно мыть и верхнюю часть груди.

Мытье ног. Летом детям довольно часто приходится мыть ноги. Очень полезно эту гигиеническую процедуру сделать и закаливающей. Ежедневные ножные ванны, а также массаж ног при вытирании снижают их потливость и служат профилактикой плоскостопия.

Мытье ног прохладной водой, температура которой постепенно, через каждые 3-4 дня снижается на 1° и доводится с 36° до 20° для детей -3 лет и до 18°-16° для детей 4-7 лет, легко организовать в любых условиях. Для этого необходимо иметь хорошо и легко дезинфицируемые тазы, индивидуальные мочалки или губки, специальные полотенца для ног.

Старших дошкольников надо научить самостоятельно насухо вытирать ноги и растирать их полотенцем.

Мытье ног на ночь прохладной водой является успокаивающей процедурой, помогающей хорошему и спокойному сну.

Хорошим средством закаливания является обтирание, которое можно начинать с 3-месячного возраста. Перед его проведением в большой таз с водой нужной температуры (табл.2) кладут индивидуальные рукавички из мягкой материи, которыми производится обтирание. Все это необходимо приготовить заранее, чтобы детям не приходилось ждать.

В дошкольном возрасте детям сообщаются знания и прививаются гигиенические навыки и привычки, направленные на предупреждение "групп многих заболеваний, охрану и укрепление здоровья. Все сведения даются с постепенным усложнением от одной возрастной группы к другой. Гигиеническое обучение должно носить целенаправленный характер. Важно исключить стихийное образование навыков и привычек, при котором они часто закрепляются неправильно, поэтому взрослые должны своевременно обучать ребенка гигиеническим приемам.

Обязательным условием выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, учебе, во время физкультурных и трудовых занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в дошкольных учреждениях и в семье. Кроме того, в домашних условиях также должен осуществляться принцип единства требований всех членов семьи. Стремление взрослых все делать за ребенка нарушает систематичность применения навыка, и, следовательно, привычка не сформируется.

Важно помнить, что выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это формирует у малыша положительное отношение к умыванию, вызывает у него желание быть чистым. В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены; содержать руки, лицо, тело волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалета, пользования общими игрущ. ками, книгами, после прогулки, мыть перед сном ноги, чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, в комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.

Детей 2-3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.

Для обеспечения самостоятельности действий детей следует приобрести соответствующую их росту мебель, полки, шкафы для хранения одежды, игрушек, книг и т. п.

Гигиеническое воспитание способствует приобретению трудовых умений, с ранних лет подготавливая и приобщая детей к трудовой деятельности: сами убирают постель, игрушки, свой стол, поддерживают порядок и чистоту в комнате. Дошкольники должны твердо усвоить и гигиенические запреты: не брать различные предметы, игрушки в рот, есть только мытые фрукты и овощи; не есть пищу, упавшую на пол, на землю; летом не есть неизвестную зелень, ягоды с куста; во время сна нельзя ребенку закрываться одеялом с головой, так как ему приходится дышать не свежим воздухом, а своими испарениями; перед сном следует снять дневное нательное белье и надеть ночное, нельзя спать только на одном боку или «калачиком», лучше всего спать на спине, в свободной позе, для предупреждения деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. По утрам ребенок не должен долго лежать в постели, проснувшись, следует сразу вставать и делать утреннюю зарядку.

В дошкольные годы детям сообщают элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты человека.

Залогом здоровья служит выполнение ребенком режима дня. Детям важно разъяснить значение необходимого для их возраста режима, заложить положительное отношение к тем режимным процессам, которые они выполняют с нежеланием (заигравшись, не хотят вовремя лечь спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т. д.), В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.

Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других положительных черт характера.

1.Дошкольная гигиена (гр.hygienos -целебный, приносящий здоровье) как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. При этом понимается не только материальная среда, окружающая ребенка, но и коллектив, в котором он находится, а также методы воспитания и обучения. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении.

На разных возрастных этапах состояние организма ребенка различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные дошкольной гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере роста и развития ребенка.

С момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды. В первые дни и месяцы его жизни эту задачу гигиена разделяет с педиатрией, которая также занимается созданием необходимых для ребенка условий (уход, вскармливание, профилактика заболеваний, закаливание и т.д.).

В практике медицинского обеспечения детских учреждений, как педиатр, так и санитарный врач проводят в жизнь мероприятия, соответствующие современным научным достижениям педиатрии и гигиены. Они снабжают работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, способствует нормальному физическому и нервно-психическому развитию, укреплению здоровья детей.

Педиатрия и гигиена детей школьного возраста в методическом отношении тесно взаимосвязаны, так как объектом их изучения являются дети от рождения до 14 лет. В связи с этим педиатрию и гигиену детей дошкольного возраста необходимо рассматривать в общем контексте, не выделяя какую-то одну дисциплину, так как в данном случае имеет место объединение хотя и самостоятельных, но тесно взаимосвязанных наук.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен обладать необходимыми систематизированными знаниями и практическими навыками в работе по охране и укреплению здоровья детей.

Педиатрия и гигиена детей дошкольного возраста изучают следующие основные темы:

особенности детей раннего и дошкольного возраста;

здоровье и физическое развитие детей;

причины заболеваний и травматизма у детей, влияние их на организм, признаки, по которым можно выявить заболевание у ребенка;

гигиена физического воспитания - (требования к местам проведения занятий, оборудованию, организации закаливания)

гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей;

гигиена окружающей среды;

профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах;

гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала.

2.Одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей, является полноценное в количественном и качественном отношении питание. Продукты питания в организме ребенка выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию. В процессе переваривания сложные составные части пищи расщепляются и через стенки кишечника всасываются в кровь, кровь доставляет питание всем клеткам организма. В результате сложных изменений, происходящих в клетках, пищевые вещества превращаются в составные части самой клетки. Этот процесс называется ассимиляцией . В процессе ассимиляции клетки обогащаются не только строительным материалом, но и заключающейся в нем энергией.

По мере роста и развития ребенка потребность в питательных веществах возрастает. Вместе с тем организм детей младшего возраста может усвоить далеко не всякую пищу. Состав пищи должен соответствовать физиологическим и биохимическим особенностям организма ребенка, а по своему количеству и качеству отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду).

3. СОСТАВ ПИЩИ

Белки

Быстрый рост ребенка требует сравнительно большого количества белка, являющегося основным строительным (пластическим) материалом, из которого формируются клетки и ткани живого организма. При недостатке белка в пище у ребенка теряется аппетит, появляется слабость, быстрая утомляемость, апатия, а затем тяжелое заболевание (пищевая дистрофия), сопровождающееся отеками, изнуряющими поносами, психическими расстройствами. Из всех продуктов питания, получаемых человеком, лишь белки содержат азот, поэтому исследование белкового обмена ведется по балансу азота, содержащегося в принятой человеком пище и выделенного с каловыми массами, мочой.
Недостаток белка в пище вызывает иногда у ребенка значительные нарушения в строении и функциях отдельных его органов и систем. Благодаря интенсивному росту и развитию у ребенка относительная потребность в белке выше, чем у взрослого.
В первые 3 года жизни дети на 1 кг веса должны получать около 4 г белка в сутки, в возрасте от 3 до 7 лет - 3,5 г, взрослые - 2-2,5 г. Мясо, рыба, сыр, бобовые растения содержат 16-25% белка, яйца, творог, пшеница, рожь, гречиха, пшено - 8-15%, молоко, кефир, простокваша - 3-5%, фрукты и овощи - 0,5- 2,5%. Все аминокислоты, необходимые человеку, входят в состав белков, содержащихся главным образом в продуктах животного происхождения (мясо, рыба, яйцо, молоко и др.).
Белки перечисленных продуктов успевают почти полностью расщепиться, проходя по пищеварительному тракту человека, причем около 95% входящих в них аминокислот переходит в кровь, чего не наблюдается с белками растительного происхождения. Так, белки пшеницы расщепляются и всасываются на 85%, ржаной муки лишь на 65%. Поэтому важно, чтобы продукты животного происхождения преобладали в пище ребенка пли по крайней мере составляли не менее 75% его пищевого рациона.
Правильный обмен белков возможен при надлежащем соотношении их с другими пищевыми веществами (жирами, углеводами, минеральными солями).

Жиры

Жиры, как и белки, участвуют в строении клеток организма, являются источником энергии, а также носителями ряда витаминов.
Часть жиров откладывается в печени, мышцах, под кожей, в сальнике, около почек и т. д., фиксируя и защищая многие органы, сосуды и нервы от травм, а весь организм в целом от излишних теплопотерь. Жиры существенно улучшают вкус пищи. Отложение жира в организме зависит от пола, возраста, характера жизни, работы и т. д.
Сливочное масло (в котором содержатся также витамины А и D) хорошо усваивается детским организмом, так как температура плавления этого жира ниже температуры тела ребенка (24-26°). Говяжий (температура плавления 41-43°) и тем более бараний жир (температура плавления 44-51°) лучше исключить из рациона детей первых лет жизни, так как эти жиры трудно усваиваются детским организмом.
Растительные жиры (подсолнечное, оливковое, кукурузное масло и др.), имея низкую температуру плавления, легко усваиваются организмом, не раздражают кишечник, однако они не содержат нужных ребенку витаминов и лецитина, а поэтому могут употребляться лишь в небольших количествах, составляя 20-25% всего суточного рациона жиров. Детям первого года жизни требуется 6-7 г жира на 1 кг веса, детям от года до 3 лет - 4 г, в возрасте от 3 до 7 лет - 3-3,5 г.

Углеводы

Углеводы - органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они входят в состав продуктов растительного происхождения - овощей, фруктов, ягод, злаков - в виде сахаров, крахмала, клетчатки.
В организме человека и животных углеводы встречаются в виде животного крахмала - гликогена.
Более сложные углеводы - полисахариды, к которым относятся крахмал растений, гликоген животных, клетчатка, содержащаяся в оболочках растительных клеток, разлагаются в организме довольно медленно; более простые углеводы - сахара, глюкоза, фруктоза, галактоза и др.- имеют сладкий вкус и распадаются в организме значительно быстрее.
В крови человека сахар циркулирует главным образом в виде глюкозы, количество которой довольно постоянно. Часть глюкозы распадается в организме на воду и углекислый газ, что сопровождается выделением энергии; часть ее синтезируется и откладывается в печени и мышцах.
Потребность в углеводах индивидуальна и зависит от возраста, характера деятельности человека и качества других пищевых веществ, потребляемых им.
Грудным детям и детям до 3 лет в среднем на 1 кг веса полагается 15-16 г углеводов, от 3 до 7 лет - 13-14 г.
При большом поступлении сахара и сладких продуктов в кишечнике у ребенка может возникнуть чрезмерное брожение, усиленная перистальтика (движение стенок кишок), частый стул. У некоторых детей от избытка углеводов, особенно сахара и шоколада, появляется зудящая сыпь, экзема, краснеют и воспаляются веки (блефарит).

Минеральные вещества

Минеральные вещества входят в состав органов и тканей и играют большую роль во всех физико-химических процессах, протекающих в организме. Часть минеральных веществ содержится в клетках, другая часть находится во взвешенном состоянии в виде ионов в крови, лимфе и тканевой жидкости.
Основными элементами, необходимыми для жизнедеятельности организма человека, являются кальций, магний, калий, фосфор, хлор, сера. Они участвуют в строении клеток и тканей, обеспечивают функции сердца, мышечной и нервной систем, нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе обмена веществ. Потребность в кальции как главном строительном материале костной ткани у детей особенно велика, так как в их организме с ростом и развитием происходит интенсивное формирование костей. Кальций содержится в продуктах молочного происхождения, в овощах и фруктах.
Для строения костей, кроме кальция, необходим и фосфор. Около 80% от всего количества фосфора, необходимого ребенку, входит в состав костной, около 10% в состав мышечной ткани. Достаточное количество фосфора в организме нормализует углеводный обмен и укрепляет нервную систему. Содержится фосфор в мясе, молоке, рыбе, зерновых (овсянка, пшено) и бобовых растениях.
Железо входит в состав гемоглобина - сложного белкового соединения, находящегося в красных кровяных тельцах - эритроцитах; оно содержится во фруктах, овощах, мясе, яичном желтке.
Кроме перечисленных минеральных веществ, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие, так называемые микроэлементы, содержащиеся в пище в минимальном количестве (менее 1 мг/%). Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эндемический зоб при отсутствии йода, тяжелое малокровие при отсутствии кобальта или меди, разрушение зубов при недостатке фтора и т. д. Потребность детей в минеральных веществах, в том числе и в микроэлементах, до 2 месяцев жизни удовлетворяется грудным молоком матери. С 2 месяцев их надо вводить ребенку с соками ягод, фруктов и овощей, а с 5-6 месяцев - с прикормом (овощи и фрукты, яйца, мясо, каши, особенно гречневая, овсяная и т. д.).

4. При организации питания детей старше 1 года учитывают их физиологические особенности: нарастание ферментативной энергии пищеварительных соков, развитие жевательного аппарата, вкусового восприятия.

На 2-м году жизни, когда у ребенка уже достаточное количество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкую и полужидкую пищу заменяют более твердой. В этот период можно давать не только каши, но и запеканки, котлеты, оладьи, овощи вареные или тушеные, нарезанные кусочками. Мясное и рыбное пюре заменяют фрикадельками, котлетами. Детям 2-3 лет можно давать мясо, нарезанное кусочками (рагу, гуляш, бефстроганов).

Продукты для детского питания должны быть разнообразными, содержать разные сорта хлеба, Всевозможные крупы, овощи, зелень, фрукты, молоко, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца. Ребенку от 1 года до 2 лет в сутки требуется молока не менее 700 мл, от 2 до 7 лет - не менее 500 мл.

В рацион детского питания следует включать куриное мясо, печень, мозги. Нельзя давать жирную свинину, баранину, гусиное мясо, так как жиры этих продуктов плохо усваиваются. Рыба в питании может быть любая, необходимо только тщательно освобождать ее от костей; можно давать сельдь (паштет, фаршмак). В детском питании широко используют овощи, фрукты и ягоды, такие, как редис, репа, редька, лук, кабачки, шиповник, смородина, крыжовник, облепиха, брусника, клюква, морошка, и др. Следует включать в рацион питания огородную и дикорастущую зелень (лук, укроп, шпинат, салат, щавель, крапиву и т.п.).

Организм ребенка надо обеспечить необходимым количеством воды, поэтому в дневном рационе не менее 5 блюд должны быть жидкими: молоко, кофе с молоком или чай - на завтрак; 1-е и 3-е блюда - на обед; кефир, простокваша, молоко или чай с молоком - на ужин.

5 в тетради.

XI. Требования к приему детей в дошкольные

образовательные организации, режиму дня и организации

воспитательно-образовательного процесса

11.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.

11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.7. При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3 - 4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов - организуется однократный прием пищи.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе ( ). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

7. 2.13. Требования к организации физического воспитания

2.13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

2.13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года. . С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2 - 3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

Рекомендуемая наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность, в зависимости от возраста детей. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

В младшей группе - 15 мин.,

В средней группе - 20 мин.,

В старшей группе - 25 мин.,

В подготовительной группе - 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе занятия проводят при температуре воздухе до -15 °С в безветренную погоду.

В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

Закаливание детей включает систему мероприятий:

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

2.13.9. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

    Систематичность - регулярное, ежедневное проведение закаливающих процедур на протяжении всего года с учетом особенностей климата, сезона и погодных условий;

    Постепенность - постепенно возрастающее воздействие закаливающего фактора;

    Комплексность - одновременное использование нескольких различных закаливающих факторов, сочетания общих и местных охлаждении и т.д. при обязательном выполнении всех общезакаливающих мероприятий;

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и поставить посуду, но и твердо усвоить, что перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь, поэтому необходимо постоянно поддерживать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков с помощью поддержания определённых условий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног. Младший воспитатель или воспитатель постоянно следят за тем, чтобы умывальники всегда были снабжены тёплой водой, а в туалетных комнатах поддерживались чистота и порядок, имелись необходимые приспособления для хранения индивидуальных полотенец разного назначения (для рук, проведения закаливающих процедур). Старшие дошкольники должны иметь не только гигиенические навыки, но и необходимый минимум знаний и представлений в этой области, понимать значимость выполнения всех правил гигиены для охраны здоровья.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце должно быть таким, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить кожи малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Все предметы личной гигиены должны быть яркие, запоминающиеся, а удобная организация условий для гигиенических процедур должна побуждать детей к самостоятельным действиям.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. При этом можно использовать потешки, стишки и т. д. (см. Приложение)

А в старших группах большое значение приобретают учебные мотивы.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Хорошо, если эти сведения дошкольники будут узнавать и закреплять в процессе чтения художественной литературы или во время рассказов по картинке, по прочитанному тексту сказок и т. п.

Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим миром, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры, например: «Зимние развлечения», «Лето для здоровья», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Можно выбрать такие, как «Семья», «Больница» и т. д.

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все навыки по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

А действия взрослых следует сопровождать оживленным разговором с ребенком: «Вот какой ты стал чистенький и красивый».

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.

Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. д.) .

Уже с двух лет ребёнок должен знать назначение носового платка, а не использовать его как предмет игры. Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению: находить носовой платок в кармане кофты, рубашке, штанов, и доставать его, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман, обращая внимание на чистоту носового платка.

Конечно, не следует считать, что на третьем году жизни малыш становиться абсолютно самостоятельным. Потребуется еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку. Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность привычна. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, не большая расческа (по руке малыша, носовой платок, зубная щетка, мочалка для тела) .

Любая гигиеническая процедура с маленьким ребенком проводиться аккуратно, осторожно, чтобы не испугать малыша, не вызвать не приятные ощущения. И когда, даже если ваш малыш научиться самостоятельно выполнять ту или иную процедуру не оставляйте его без присмотра.

Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть, какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей - первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

www.maam.ru

Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

Список используемых источников.

Приложение

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья.

Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 процентов от числа детей, поступающих в школу. Не следует также забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения.

Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область «Здоровье» она направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия» - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.

Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.

Следовательно,если мы создадим и реализуем проект, тоэто:

будет способствовать развитию навыков самообслуживания;

расширению знаний, умений, навыков в области гигиены; охране и укреплению здоровья детей.

Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать культурно-гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды, умывания.

Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;

Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Обогатить предметно-развивающую среду групп

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми 1 младшей группы:

Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.

Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .

пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой) .

Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.

Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

4. СИСТЕМА РАБОТЫ

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:

здоровье сберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика) ;

личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)

социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций,)

информационно-коммуникативные (презентации, интернет ресурсы)

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:

- личный пример работников детского сада, родителей;

- использование художественной литературы, фольклора;

- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов) ;

- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;

- обеспечение чистоты среды;

- психологическая культура взаимоотношений

ЭТАПЫ:

1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми;в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. И формируя у детей культурно-гигиенические навыки, мы учим их, беречь и укреплять своё здоровье

1 этап – организационный

Материал с сайта nsportal.ru

Культурно-гигиенические навыки у детей - Страница 2

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ВОСПИТАНИЕ ИХ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков:

Гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.) ;

Навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям) ;

Навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность) .

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка.

Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения . Необходимость опрятности, со­держания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Т.е.

культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность , так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса . Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.

Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику , рождается правильная самооценка . Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства . Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно.

И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный : "Я хороший, потому что всё делаю правильно!".

Воспитанию культурно-гигиенических навыков приходится уделять специальное внимание.

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный , в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться .

Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т.е. путем научения, приучения . Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию культурно-гигиенических навыков.

Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык.

Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

Не следует торопить малыша , если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки) . Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение.

Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т.е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка . Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий , (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.) .

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста , которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.

В дальнейшем у детей старшего дошкольного возраста , 5 - 7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением . Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

Мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

Умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

Принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом - и перед дневным сном;

Мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий) ;

Подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

Полоскать рот после приема пищи (с двух лет) ;

Пользоваться зубной щеткой (с двух лет) ;

Пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет) ;

Пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора - двух лет) ;

Ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет) ;

Не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства) ;

Мыть ноги перед сном.

Объём и содержание культурно-гигиенических навыков по возрастным группам.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) .

Важной задачей является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды , как неотъемлемой части культуры поведения:

Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .

В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.

В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) ; в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) .

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Средняя группа (от 4 до 5 лет) .

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож) , салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) .

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места) , опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) .

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

Подробней на сайте otveti-examen.ru

Важнейшими навыками человека являются умение содержать себя в чистоте и заботиться о своем здоровье. В связи с этим должно начаться как можно раньше, сначала в семье, потом в детском дошкольном учреждении.

Ребенок должен понимать, что причесываться, умываться, мыть руки перед едой, аккуратно кушать, вовремя менять нижнее белье, принимать душ, чистить зубы – необходимые привычки воспитанного, культурного человека.

С чего начинается гигиеническое воспитание

Приучать малыша находиться в чистоте нужно с первых дней жизни. В детской должен быть порядок, в кроватке – комплект свежего белья. После приятной процедуры вечернего купания крошку нужно переодеть во все чистое, завернуть в мягкое полотенце. Важно понимать, что гигиеническое воспитание детей начинается с того, что на эмоциональном уровне они проникаются ощущением удовольствия от чистоты, купание становится для них потребностью.

К полутора – двум годам малышей надо приучать к самостоятельному посещению туалета. До этой поры мало кто из них способен вовремя реагировать на сигналы выделительной системы. Чтобы крошкам было удобнее, подберите им одежду, которая легко снимается и надевается, ведь чтобы справиться с этим «важным делом», ребенок должен сначала снять штанишки, трусики.

Поощряйте желание малыша все сделать самостоятельно. Даже если первые попытки будут неудачными, не ругайте его, помогите понять, как пользоваться туалетной бумагой. Похвалите: «Вот молодец какой! И штанишки сухие, чистые!»

В период приучения к горшку ребенок действует с переменным успехом: иногда может заиграться и промочить штанишки. Не критикуйте и не стыдите его – просто навык еще не закрепился. Примените игровые методы обучения. Например, разыграйте сценку, как кукла (зайка, медвежонок) ходит в туалет. Желательно, чтобы на игрушке была одежда.

Разговаривайте с ребенком: «Смотри-ка, кукла захотела в туалет! Вот она идет к горшку, снимает брючки, трусики, садится… Вот какая молодец, кукла!»

Напоминайте ребенку, что после туалета обязательно нужно мыть руки. Первое время помогайте ему в этом, потом он привыкнет и станет делать это сам.

До поступления в садик малыша нужно научить чистить зубы. Сначала он будет делать это с помощью мамы или папы, потом самостоятельно. Ребенку нужно объяснять, почему важно брать на щетку горошинку пасты и аккуратно водить ею по зубкам сверху вниз.

Главное – не отступать от формирования правильных гигиенических навыков и показывать ребенку пример собственного заботливого отношения к здоровью.

Как замотивировать ребенка на соблюдение гигиены?

При гигиеническом воспитании детей важно обеспечить им комфортную обстановку.

  • У ребенка должно быть собственное полотенце, желательно с веселым орнаментом, красивая зубная щетка, которую он может выбрать с вашей помощью, ящичек или полка в шкафу, на которой будут храниться его личные вещи. Важно, чтобы малыш содержал на ней все в чистоте и порядке, не разбрасывал, как попало
  • Детская косметика: гель для душа, шампунь, зубная паста, мочалка, расческа – тоже должны лежать отдельно, чтобы малыш мог брать их по мере надобности
  • Не стоит создавать ему отрицательную мотивацию: «Вот не будешь руки мыть, в животе заведутся червяки!» Полезные привычки лучше усваиваются на позитиве, когда вы поддерживаете желание малыша нравиться окружающим, выглядеть опрятно
  • Пока ребенок маленький, ему сложно дотянуться до раковины, чтобы помыть руки или почистить зубы, хотя он требовательно заявляет на ваши попытки помочь: «Я сам!» Вариантом выхода из этой ситуации может стать маленькая устойчивая скамеечка, взобравшись на которую, малыш сможет продемонстрировать домашним свою самостоятельность
  • Поддерживайте ритуалы. Например, приучите ребенка перед принятием вечернего душа или ванны самому собирать чистое белье: маечку, трусики, пижаму. Это станет своеобразным сигналом перехода к отдыху
  • Нужно научить ребенка сразу складывать грязную одежду, в том числе, колготки, носочки в специальную корзину, а не разбрасывать по комнате или пытаться упаковать в шкаф с чистыми вещами
  • Покажите, как протирать уличную обувь влажной тряпочкой и убирать на место. У ребенка для дома должна быть удобная, подобранная по размеру обувь, в которую он сможет переобуваться, придя с прогулки. Позже настаивайте на том, чтобы и в школе он переобувался, даже если общего требования нет. Ногам должно быть комфортно, а заодно сменная обувь – профилактика грибковых заболеваний, потницы и усталости

К гигиеническому воспитанию детей относятся и приучение ребенка правильно вести себя за столом, и