Цель проекта Я занимаюсь в кружке оригами уже несколько лет. Это занятие мне, как и многим моим товарищам, очень нравится. И я решил выяснить, почему это красивое искусство завоевало себе популярность во всем мире. Целью данного проекта является изучение этапов развития оригами, простейшее описание техники создания изделий, кроме того я хочу продемонстрировать, какие красивые вещи можно создавать, имея под рукой лишь бумагу и ножницы.


Возникновение искусства оригами Для более глубокого понимания любого искусства необходимо знать историю его возникновения. Несмотря на традиционно приписываемые японские корни, искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь японской аристократии.


Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом. Оригами в переводе с японского означает «сложенная бумага». « Ori » это складывать, а « kam i» бумага. Таким образом, оригами это древнее искусство складывания фигурок из бумаги, бумажной пластики.


Современный этап развития оригами Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Йошизава Акира. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков- чертежей.




Техника оригами Хочу обратить внимание, что оригами – это искусство, доступное всем. Для оригами требуется лишь листок бумаги, что делает его одним из наиболее доступных искусств. Для оригами может использоваться любая бумага, но существует определенный стандарт для складывания. Стандартная бумага для оригами должна быть тонкой, прочной и должна хорошо держать складки. Законченная фигура оригами называется моделью, метод складывания модели называется проектом, а нарисованные инструкции для модели называются набором схем.


Оригамисты любят складывать модели животных, а также все объекты живой природы. Кроме моделей животных, созданы модели почти всех физических объектов, включая людей, лица, растения, транспортные средства, здания и др. Некоторые оригамисты складывают абстрактные или математические формы, другие специализируются в модульном оригами, где из множества сложенных простых частей собирают большие сложные структуры.


Использование оригами Когда я начал изучать, кто же может использовать оригами, то я был очень удивлен, что его используют самые различные группы людей. Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Врачи и преподаватели используют оригами, чтобы помочь их пациентам поправится от болезни или в целях обучения. И огромное число людей складывают бумагу просто потому, что это весело.


Заключение В заключении хочу подчеркнуть, что оригами – это прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость. Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 18"

города Ижевска Удмуртской республики

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«МИР ОРИГАМИ»

Выполнил: ученик 2 «а» класса

Нелюбин Игорь

Руководитель: учитель нач. кл.

Агапова Д.А.

Ижевск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Виды оригами

    Польза оригами

    Заключение

    Приложение 1 (эксперименты)

    Приложение 2 (схемы)

    Приложение 3 (мои работы)

    Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку. С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки. Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса. Искусство оригами увлекло меня еще в раннем детстве. Мы вместе с мамой складывали простые фигурки из бумаги, когда мне было всего три года! Конечно, это было не обучение, а игра – волшебное превращение простого листочка в игрушку! Оригами – это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.

Актуальность проекта – этот вид работы доступен каждому человеку, а также развивает мелкую моторику рук.

Цель – узнать об оригами и о том, насколько это искусство полезно для развития человека.

Задачи

1. Изучить историю возникновения искусства оригами.

2. Познакомиться с его видами

3. Выяснить, какую пользу приносит оригами.

4. Провести эксперименты.

5. Научить одноклассников изготовлять изделия.

2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОРИГАМИ

История возникновения оригами тесно связана с историей бумаги. Она была изобретена в Китае более двух тысяч лет назад. Лишь пять столетий спустя она появилась в Японии. В Европу же бумага попала усилиями Марко Поло, он привез ее из путешествий в Азию. В Испанию бумага была привезена арабами, и именно в Испании в провинции Валенсия в городке Хатива была открыта первая бумажная фабрика в Европе. А испанцы уже привезли бумагу в Америку. Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги - пустило корни в культуру Японии много веков назад. В Японии оригами связано с религиозной символикой, японцы наделяют бумагу и фигурки из нее особым значением. В эпоху Хэйан (794 - 1185) оригами приобрело важное значение в церемониальной жизни знати Японии. В то время бумага оставалась очень ценным и редким товаром, и складывать фигурки из нее могли себе позволить лишь богатые люди. Воины-самураи обменивались ими как подарками, украшали ноши. Ноши - это съедобные подношения, которые делались в буддийских храмах. Именно ноши дали толчок к развитию оригами. Для более привлекательного вида, ноши заворачивали в искусно сложенную цветную бумагу. Со временем сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, и они превратились в основную составляющую подношений, получивших сверхъестественное значение.

Когда бумага стала относительно дешевой, и приобрести ее мог каждый, оригами получило новую церемониальную функцию. Оно стало средством отличия разных социальных классов. Со временем появлялись все новые и новые фигурки. Японцы передавали искусство их складывания устно из поколения в поколение, от старших к младшим. Первые письменные инструкции датированы 1797 годом, когда была издана Хидэн сембадзуру ориката (Тысяча способов сложить журавля). Позже, в 1845 году, была напечатана книга Кан-но мадо (Окно в середине зимы).

В 1939 году доктор Немезио Монтеро опубликовал свой "Мир бумаги". Эта книга посвящена поделкам из бумаги полностью. Она переиздается даже в наши дни и содержит множество инструкций по складыванию бумажных фигурок. Во второй половине двадцатого века наблюдался расцвет оригами. Издание многих книг способствовало распространению увлечения оригами по всему миру.

Акира Йошизава создал международный устав обозначений и сгибов оригами . Это привело к унификации инструкций по складыванию фигурок оригами. Количество изданий по оригами с тех пор значительно выросло во всем мире, но особенно в Японии, Англии, соединенных Штатах. С каждым днем книг по оригами издается все больше и больше, на разных языках мира. В наши дни оригами любимо во всем мире, хотя в Японии оно наиболее распространено. Там занятия по оригами проводятся практически во всех школах для матерей. Более того в Японии открыты специальные центры по обучению оригами, где преподают настоящие мастера своего дела. Японец Акира Йошизава (1911-2005) известен как величайший оригамист современности. Опубликовано множество его книг, в которых он раскрывает некоторые секреты своего мастерства. В наши дни стало известно множество техник складывания оригами. В основе каждой из них лежит превращение листа бумаги без ножниц и клея в замысловатую фигурку только лишь посредством складывания определенным образом.

Оригами считалось всегда игрой, в которой рождаются достаточно простые фигуры, которые ассоциируются с живыми существами. Однако на сегодняшний день размеры этих фигурок варьируются от огромных слонов высотой 2,7 метра до махоньких птичек, сложенных из квадрата со стороной 0,004 сантиметра! Существуют также и фигуры на создание которых может понадобиться несколько часов (а иногда и дней) работы!

Одни люди любят создавать простые модели с несколькими сгибами, другие - очень реалистичные трехмерные фигуры, в которых нужно сделать несколько десятков последовательных сгибов. Кто-то делает миниатюры, а кто-то любит фигуры огромных размеров. В последнее десятилетие двадцатого века особо популярными стали модульные оригами. В основе модульной техники лежит создание трехмерных фигур путем соединения нескольких, (иногда нескольких сотен) бумажных деталек. Основной материал для оригами - бумага. Бумага сначала производилась из растительных волокон. В Японии делают рисовую бумагу.Ее называют татамигами орисуэ, ками-оримоно, оригата. И другую белую квадратной формы, ее называют ваши. В конце девятнадцатого века в Японию была привезена ранее неизвестная цветная бумага. Она существенно улучшила качество оригами и быстро стала популярна. Кроме того, со времени появления цветной бумаги стандартным форматом бумаги для оригами стал квадрат. В основном для фигур с большим количеством сгибов рекомендуется использовать тонкую и гибкую бумагу, а простые фигуры получаются лучше из плотной бумаги. Она позволяет фигуре надолго сохранить форму.

Почему же оригами так популярно сегодня? Бумага сегодня достаточно дешевый материал. Схемы для изготовления фигурок найти легко. Их многообразие позволяет подобрать фигурку в соответствии с вашими возможностями, уровнем подготовки и наличием свободного времени.

    ВИДЫ ОРИГАМИ

Классическое оригами:

Если говорить о классическом оригами, то в нем используется квадратный равномерно прокрашенный листочек бумаги без ножниц и клея. Но современники частенько отходят от этого правила.

Детское оригами:

Дети по своей натуре большие фантазеры и творцы. Они просто обожают волшебство и сказки, дружат с чародеями и магами. И, несмотря на то, что их шалости часто связаны с отсутствием важных дел, как у взрослых, дети продолжают узнавать мир, искать что-то новое. Оригами – отличная возможность подарить им волшебный мир, в котором они смогут проявить свою кипучую фантазию и отвлечься от шалостей. Это же так важно, стать хотя бы на часок волшебником маленькой страны! Детское оригами – это еще и полезное занятие, которое развивает моторику рук, логическое, пространственное мышление и ловкость.

Модульное оригами:

Этот вид оригами появился значительно позже, чем классический. Но, сегодня модульное оригами на первом месте по популярности, позволяя взрослым и детям делать удивительные гирлянды и составлять настоящие скульптурные композиции.

Искусство кусудамы:

Не менее популярная сегодня разновидность модульного оригами – кусудама, в котором вся фигура собирается из множества одинаковых модулей (частей). Каждая часть складывается по всем канонам классики из одного листа. Потому части соединяются через вкладывание их друг в друга. А сила трения, которая при этом появляется, не дает всей конструкции потерпеть фиаско и распасться. Часто это объемное тело шарообразного вида. В древности его делали в качестве лекарственных шариков, куда помещались травяные сборы, всевозможные смеси лепестков и благовония, с чем собственно и связывалось название. Однако такие шары сегодня используются как предметы декора, которые вносят в дом ощущение праздника и немножко восточных ноток.

Обычное оригами:

Обычное оригами – это стиль, который придумали британские оригамисты. Цель такого оригами – облегчить занятие людям, которые только вникают в удивительный мир бумажного искусства. Кроме того, простое оригами подходит и людям с ограниченными навыками движения. Данное выше ограничение означает, что в простом оригами нет сложных приемов, поэтому людям, которые уже хорошо освоили технологию, лучше использовать другие типы оригами.

Складывание по развертке:

Развертка – это тип диаграммы оригами, который представляет собой модель с чертежом, на которой изображены все складочки готового изделия. Складывать по развертке намного сложнее, чем по традиционным схемам, но этот метод дает не только информацию, каким же образом сложить модель, но и то, как она была задумана. Развертки часто используются при разработке каких-то новых моделей. Для «профи» складывание по развертке – самое то!

Мокрое складывание:

Эту технику разработала Акира Есидзава. Она использовала смоченную в воде бумагу, которую складывала и придавала моделям плавные изгибы, выразительность и некоторую жесткость. Особенно мокрое складывание актуально, если нужно сложить какие-то негеометрические фигуры, например, цветок или животное. Изделия, которые были выполнены в этой технике, максимально приближены к натуральному виду и выглядят почти оригинально.

    ПОЛЬЗА ОРИГАМИ

Задавались ли вы вопросом, почему оригами так популярно сегодня во всем мире? Да потому, что бумага является дешевым материалом, схемы оригами найти довольно просто, а многообразие уроков, мастер классов и видео инструкций позволяют по возможности, уровню подготовки и наличию свободного времени творить настоящие шедевры. Кстати, оригами полезно и для взрослых, и для детей. Если говорить о последних, то данное искусство позволяет деткам оценить и изучить возможности своих рук и пальчиков. К тому же, оригами дает возможность приобрести такие навыки, как трудолюбие, терпение и усидчивость, что очень полезно для гипер активных деток.

Кроме того, подчас создания оригами у ребенка развивается пространственное и креативное мышление, воображение и координация движений, моторика пальцев и психомоторика. Создавая фигурки оригами, ребенок на собственном опыте узнает, что такое диагональ, вершина фигуры, медиана, у него улучшается восприятие геометрических фигур, а соответственно, ему будет легче воспринимать знания в области геометрии.

Взрослые также находят много плюсов для себя в искусстве оригами. Это позволяет им расслабиться и отвлечься от будничной суеты, провести время с детьми за полезным и интересным занятием, а еще способом хорошенько потренировать мозги, если это требуется.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главный фактор возрастания популярности этого искусства - это

энтузиазм его приверженцев.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи- логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

Но все – таки оригами прежде всего – искусство, призванное дарить

людям радость. Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения.

Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (ЭКСПЕРИМЕНТЫ)

Эксперемент 1: Зависит ли чёткость фигурки от цвета бумаги?

Цвета

Название поделки

Результат

Зеленый

Лягушка

Розовый

Поросёнок

Поделка чёткая,выразительная

Черный

Летучая мышь

Поделка чёткая, выразительная

Вывод: Чёткость фигурки не зависит от яркости цвета бумаги. Все фигурки получились чёткими, выразительными. Бумага для оригами может быть любого цвета. С помощью раскрашивания можно разнообразить фигурки и создавать целые серии.

Эксперимент 2: Какая бумага лучше подходит для изготовления поделок оригами?

Тип бумаги

Как сгибается

результат

Картон

Сгибается тяжело

Поделка не получится

Цветная бумага

Сгибается легко

Поделка получится яркая

Бумага для ксерокопий

Сгибается легко

Поделка получится

Вывод: Поделку можно делать из любой бумаги, кроме картона, но лучше всего подходит бумага для ксерокопий.

    ПРИЛОЖНИЕ 2 (СХЕМЫ)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (МОИ РАБОТЫ)

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Мищенко И. В., Орлова Т. А. «Игрушки из бумаги» (оригами), книга 2, г. Санкт -Петербург, 2013 год;

    Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами», г. Москва, 2010 год;

Цель занятий оригами: ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Задачи:

Обучающие:

Знакомить детей с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея.

Научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

Закреплять знания детей основных геометрических понятий: прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение, прививать настойчивость в достижении цели;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Воспитание любви к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду.

Для решения поставленных задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:

Обеспечение разнообразия материала для познавательной и творческой деятельности каждого ребёнка.

Обеспечение наглядности, схем, чертежей, образцов изделий.

Планирование занятий от простого к сложному, тематическими циклами.

Развитие положительной эмоциональной сферы, творческих способностей каждого ребенка.

Введение

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально - эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Программа «Волшебное оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей и подготовки руки к письму. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического так и образного мышления, кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата.

Занятия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для самого педагога, именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, педагог сможет привить интерес к оригами у детей и родителей.

1. Знакомство с техникой «модульное оригами».

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, желтую и голубую,

Верил, наверно, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,

Символом счастья - бумажный кораблик.

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Я предлагаю попробовать с вами

Выучить технику «оригами».

Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги — кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».

Оригами - традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания — задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте - оригами.

Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары - кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.

Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.

И, правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».

Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели - благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это - абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае. Это заставляет задуматься: много ли мы знаем о развитии бумажного складывания на родине бумаги? Такая техника называется китайское модульное оригами.

Искусство оригами - загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это - чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Диаграмм для китайского модульного оригами мало - гораздо чаще модели складывают просто по фотографиям, или придумывают свои. Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.

Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.), очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Японская пословица гласит: «Расскажи мне - я услышу, Покажи мне - я запомню, Дай мне сделать самому - Я пойму!».

2. Изготовление модульного оригами «Дракон».

Оборудование:

183 треугольных модуля розового цвета;

23 треугольных модуля зеленого цвета;

Канцелярский нож.

Изготовление поделки начинается с изготовления треугольных модулей.

Треугольный модуль оригами складывается из прямоугольной белой или цветной бумаги. Соотношение сторон прямоугольника - примерно 1:1,5.

Нужные прямоугольники можно получить с помощью деления бумаги формата А4 на равные части: если короткую и длинную стороны бумаги разделить на 4 равные части, а затем по намеченным линиям разрезать, то получатся прямоугольники размером приблизительно 53×74 мм.

Если разделить короткую сторону формата А4 на 4 части, а длинную на 8 частей, то в результате получатся прямоугольники 37×53 мм.

Также можно складывать треугольные модули из половины квадрата. Для этого можно использовать блоки для записей, имеющиеся в канцтоварах.

Порядок складывания треугольного модуля оригами

1. Кладем прямоугольник из бумаги обратной стороной к себе. Сгибаем его пополам.

2. Чтобы наметить линию середины, сгибаем и разгибаем прямоугольник.

3. Сгибаем края прямоугольника к середине.

4. Переворачиваем.

5. Загибаем уголки, оставляя между верхним треугольником и сложенным уголком небольшой зазор.

6. Поднимаем края вверх.

7. Складываем треугольник.

Получившийся треугольный модуль оригами имеет два кармашка и два уголка.

Треугольные модули, сложенные по приведенной выше схеме, можно различными способами вставлять друг в друга и получать объемные изделия.

Один из возможных примеров соединения модулей оригами:

Теперь можно приступить к изготовлению дракона в технике модульное оригами.

Изготовление дракона начинается с головы по схеме: 2, 3, 2, 3, 2, 1.

Затем делаем рожки по 5 модулей.

Делаем длинную шею из 11 рядов по схеме 1, 2, 1, 2.

Приступаем к изготовлению тела дракона: 2,2 и вставляем 1 по центру.

Продолжаем изготовление тела по схеме 2, 3, 2, 3. Вставляем 2 модуля и делаем ряд из 4-х.

Изготовляем основную часть тела по схеме: 3,4 (7 раз).

Затем изготавливаем хвост по схеме: 2, 3, 2, 3, 2, 1, 2 и 13 раз по одному.

Делаем кончик хвоста: 2, 3, 2, 1 зеленых.

Добавляем по 2 зеленых треугольных модуля к рожкам.

Делаем лапу: 3 и 5 фиолетовых модуля, 2 зеленых модуля.

Делаем 4 лапы.

Лапы приклеиваем к туловищу.

Осталось сделать и приклеить глазки. Наш дракон готов.

3. Методика работы по «модульному оригами» в детском саду.

Модульное оригами имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста:

- модульное оригами учит детей различным приемам работы с бумагой;

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями;

Стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;

Развивает мелкую моторику рук и глазомер;

Помогает формировать умение следовать устным инструкциям, работать со схемами;

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;

Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

Знакомство с техникой «модульного оригами» целесообразно начинать со старшей группы.

На первом этапе работу начинаем с того, что учим ребят складывать треугольный модуль .

Второй этап обучения — это обучение тому, как соединять модули между собой.

Третий этап - создание разнообразных поделок в технике модульное оригами.

Этот этап идёт от простой поделки к более сложной по темам:

Рыбк а

Цыпл енок

Снежинк а

Стрекоз а

Черепашка

Ромашка

Васил ек

Грибочек

Клубничка

Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования.

Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы.

Работа с бумагой, картоном и различными материалами имеет большое значение для всестороннего развития детей: ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

Первые предлагаемые игрушки должны быть рассчитаны на одно занятие. По мере возрастания их сложности количество часов, затрачиваемых на изготовление игрушки, может быть увеличено вдвое.

В конце работы важно подвести итог, отметить лучшие поделки, подбодрить ребят, изделия которых выполнены пока не совсем качественно. При этом необходимо прививать детям навыки самостоятельного суждения и умения доказательно аргументировать свои оценки.

Проект «Оригами»2 класс
МБОУ «Кобраловская основная
общеобразовательная школа»

Гипотеза:

Искусство оригами тесно связано с
математикой и может стать хорошей основой
для её изучения
Цель: установить взаимосвязь искусства
оригами и науки математики

Задачи:

Знакомство с основными этапами
изучения оригами.
Анализ взаимосвязи основ оригами и
математики.
Поиск исторических фактов.
Знакомство с понятием многогранник.
Изучение видов многогранников.
Исследование возможности техники оригами
для создания правильных многоугольников и
многогранников.

Объект исследования – связь искусства
оригами и математики
Предмет исследования – лист бумаги.
Методы исследования:
поиск информации из разных источников
(специальная литература, интернет ресурсы);
практическая работа
Продукт исследования – книжка-малышка
и изделие

История оригами

Родина оригами – Япония. На японском языке
ОРИ – сгибать, ГАМИ – бумага. Если
сложить эти два слова, получится ОРИГАМИ
– искусство сгибать бумагу.
Начиная с конца 16 века оригами
превратилось в любимое развлечение
японцев. Именно в этот период времени
появилось большинство классических
фигурок.

Из бумаги можно сложить различные фигурки животных, птиц,
и многое другое. Японцы разработали систему знаков, с помощью котор
можно показать, как надо работать с бумагой, чтобы сложить выбранную
фигуру

Сейчас в оригами существует три основных течения.
Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы
используется квадрат.
Второе течение – модели складываются из листов треугольной,
прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.
Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из
некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.
То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур,
значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в
оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов,
используя несколько сгибов.
При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона,
диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части,
угла на части, со способами складывания квадрата и складывания из
квадрата других геометрических фигур. Таким образом, с помощью
оригами решаются геометрические задачи на плоскости.

Муниципальный конкурс

ученических творческих исследовательских проектов

по технологии

«Мир глазами детей»

Оригами

Выполнила ученица 4 класса

МОУ « Подгорненская СОШ»

Ковешникова Татьяна

Руководитель

учитель начальных классов

Чиченкова С.И

Подгорное

2014 год

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами - не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала - китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий.

Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.
В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.
Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными.

В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.

А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Сгиб долиной,
линия сгиба долиной.

Сгиб горой,
линия сгиба горой.

Перегнуть долиной.

Перегнуть горой,
существующая линия.

Складка-молния
(комбинация сгибов
долиной и горой).

Совместить
отмеченные
точки.

Перевернуть фигуру,
невидимая линия.

Повернуть фигуру
в одной плоскости.

Тянуть, тащить.

Двойная
складка-молния
(внутрь).

Двойная
складка-молния
(наружу).

Раскрыть
(обычно карман).

Вогнуть внутрь.

Выгнуть наружу.

Вогнуть внутрь,
утопить.

Повторить действие
(

Равные углы.

Равные части.

Завернуть.

Увеличение
изображения.

После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.

Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому

Японцы всегда аккуратно и с любовью складывали оригами журавль на протяжении 2000 лет. Еще в 1797 году была выпущена книга, которая носила название "Складывание тысячи журавлей". В ней было опубликовано очень много вариантов складывания журавлей в различных интерпретациях. Для этого нужно было иметь только один квадрат бумаги.

После Второй Мировой Войны журавль принял еще одно значение, а именно символ мира. Много людей знает историю маленькой девочки С.Сасаки, которая родилась в 1943 году и осталась сиротой после атомной бомбы, что упала в Хиросиме. Девочка очень сильно облучилась и когда лежала в больнице, стала складывать бумажную модель журавля. Садако Сасаки очень верила в давнюю историю, что если она сделает 1000 журавлей, то исполнится её желание. Когда она только начала их делать, она очень хотела выздороветь, но позже её желания изменились. Садако начала мечтать о большом мире на всей планете Земля. Она смогла сделать 644 модели и умерла 25.10.1955 года. После этой истории все дети на земле начали присылать журавлей из бумаги в музеи мира, который находится в Хиросиме, в качестве символа мира.


Искусство оригами, в начале 20 века, начинает выходить за пределы Японии и свободно шествует по всему миру. Большинство людей очень заинтересовались и увлеклись этим простым и в то же время сложным искусством.

Моя работа





Сегодня же искусство оригами переживает второе рождение. Привлекает данное искусство своей оригинальностью и простотой. Ведь для того чтобы заниматься таким искусством ничего не нужно кроме рук и бумаги.